Закон республики беларусь «О здравоохранении»

Доцент Ю. Г. Дегтярев

Белорусский государственный медицинский университет

Закон «О здравоохранении» № 2435-XII (далее – Закон) был принят Верховным Советом Республики Беларусь 18 июня 1993 г., впоследствии неоднократно дополнялся и исправлялся, в настоящее время действует 18-я его редакция. В Законе разъясняются основные понятия общего характера, некоторые конкретные термины, определяются правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан, полномочия и ответственность органов государственной власти в сфере охраны здоровья, права и обязанности медицинских работников и пациентов.
Закон состоит из 12 глав и 65 статей. В главе 1 приводятся используемые термины и их определения, декларируется сфера действия Закона, основные принципы государственной политики Республики Беларусь в области здравоохранения. В отчетах, приказах, публичных выступлениях допустимо употребление только предложенных терминов, которым дано четкое определение.
Здравоохранение – отрасль деятельности государства, целью которой являются организация и обеспечение доступного медицинского обслуживания населения.
Медицинская услуга – медицинское вмешательство либо комплекс медицинских вмешательств, а также иные действия, выполняемые при оказании медицинской помощи.
Медицинская помощь – комплекс медицинских услуг, направленных на сохранение, укрепление и восстановление здоровья пациента, включающий медицинскую профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию и протезирование, осуществляемый медицинскими работниками.
Медицинский работник – физическое лицо, имеющее высшее или среднее специальное медицинское образование, подтвержденное документом об образовании, и в установленном законодательством Республики Беларусь порядке занимающееся деятельностью, связанной с организацией и оказани-
ем медицинской помощи, обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения, проведением медицинских экспертиз.
Работники здравоохранения – лица, занима-ющие в установленном законодательством Республики Беларусь порядке должности медицинских, фармацевтических работников, а также иные лица, работающие в области здравоохранения.
Диагностика – комплекс медицинских услуг, направленных на установление диагноза.
Диагноз – медицинское заключение о состоянии здоровья пациента.
Здоровье – состояние полного физического, духовного и социального благополучия человека, а не только отсутствие заболеваний.
Состояние – изменения организма человека, возникающие в связи с воздействием патологических и (или) физиологических факторов и требу-ющие оказания медицинской помощи.
Заболевание – расстройство здоровья человека, нарушение нормальной жизнедеятельности его организма, в том числе в результате травм, ранений, увечий, контузий, врожденных дефектов и неотложных состояний.
Лечение – комплекс медицинских услуг, направленных на устранение заболевания у пациента.
Пациент – физическое лицо, обратившееся за медицинской помощью, находящееся под медицинским наблюдением либо получающее медицинскую помощь (в Республике Беларусь в отчетах, приказах употребление термина «больной» недопустимо).
Медицинское вмешательство – любое воздействие и (или) иная манипуляция, выполняемые медицинским работником при оказании медицинской помощи.
Организация здравоохранения – юридическое лицо, основным видом деятельности которого является осуществление медицинской и (или) фармацевтической деятельности.
Медицинская этика и деонтология – совокупность принципов, норм и правил поведения медицинских, фармацевтических работников при выполнении ими должностных обязанностей.
В ст. 4 регламентируется обеспечение прав граждан на доступное медицинское обслуживание, которое обеспечивается предоставлением бесплатной медицинской помощи в государственных учреждениях здравоохранения, медицинской помощи в негосударственных учреждениях здравоохранения и у индивидуальных предпринимателей, за счет собственных средств, средств юридических лиц
и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.
В главе 2 Закона определяется государственное регулирование в области здравоохранения, описываются структура здравоохранения, организация ее деятельности. Здравоохранение Республики Беларусь включает государственную систему здравоохранения, негосударственные организации здравоохранения, другие организации, которые наряду с основной также осуществляют медицинскую и фармацевтическую деятельность, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих медицинскую и фармацевтическую деятельность. Основой здравоохранения Республики
Беларусь является государственная система здравоохранения, состоящая из Министерства здравоохранения Республики Беларусь и подчиненных ему государственных организаций здравоохранения.
Финансирование государственной системы здравоохранения осуществляется за счет средств республиканского и местных бюджетов. Объем финансирования за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов определяется на основе нормативов бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя, устанавливаемых законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.
В главе 3 определяются организация, виды, формы и условия оказания медицинской помощи, дается определение и декларируются функции лечащего врача, приводятся порядок проведения врачебных консультаций (консилиумов) и диспансеризации населения, методы оказания медицинской помощи. Оказание медицинской помощи пациентам осуществляется на основании клинических протоколов или методов оказания медицинской помощи, которые определяются Министерством здравоохранения Республики Беларусь (представлены на сайте http://minzdrav.gov.by/ru/dlya-spetsialistov/standarty-obsledovaniya-i-lecheniya/index.php). В организациях здравоохранения оказание медицинской помощи пациентам осуществляется врачами-специалистами, врачами-интернами, медицинскими работниками, имеющими среднее специальное медицинское образование, иными работниками здравоохранения в порядке, установленном Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь.
Пациентам оказываются следующие виды медицинской помощи:
первичная;
специализированная;
высокотехнологичная;
медико-социальная;
паллиативная.
Первичная медицинская помощь – основной вид оказания медицинской помощи при наличии у пациента наиболее распространенных заболеваний, при беременности и родах, при проведении диагностики и медицинской профилактики. Специализированная медицинская помощь – вид оказания медицинской помощи при наличии у пациента заболеваний, требующих применения специальных методов оказания медицинской помощи. Высокотехнологичная медицинская помощь – вид оказания медицинской помощи при наличии у пациента заболеваний, требующих применения новых, сложных, уникальных, а также ресурсоемких методов оказания медицинской помощи, основанных на современных достижениях медицинской науки и техники и имеющих высокую клиническую эффективность. Объемы оказания первичной, специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи устанавливаются Министерством здравоохранения Республики Беларусь. Медико-социальная помощь – вид оказания медицинской помощи при наличии у пациента хронических заболеваний, требующих постоянного круглосуточного медицинского наблюдения и ухода и не требующих интенсивного оказания медицинской помощи. Паллиативная медицинская помощь – вид оказания медицинской помощи при наличии у пациента неизлечимых, ограничивающих продолжительность жизни заболеваний, требующих применения методов оказания медицинской помощи, направленных на избавление от боли и облегчение других проявлений заболеваний, когда возможности иных методов оказания медицинской помощи исчерпаны, в целях улучшения качества жизни пациента.
Пациентам в зависимости от состояния их здоровья, медицинских показаний и противопоказаний, а также в зависимости от лечебно-диагностических возможностей организаций здравоохранения медицинская помощь оказывается в следующих формах: скорая медицинская помощь, плановая медицинская помощь.
Скорая медицинская помощь оказывается при внезапном возникновении у пациента заболеваний, состояний и (или) обострении хронических заболеваний, требующих экстренного или неотложного медицинского вмешательства. Скорая медицинская помощь может быть экстренной и неотложной. Экстренная медицинская помощь оказывается при внезапном возникновении у пациента заболеваний, состояний и (или) обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу для жизни пациента и (или) окружающих, требующих экстренного медицинского вмешательства. Неотложная медицинская помощь оказывается при внезапном возникновении у пациента заболеваний, состояний и (или) обострении хронических заболеваний, заболеваниях, состояниях без явных признаков угрозы для жизни пациента, требующих неотложного медицинского вмешательства.
Плановая медицинская помощь оказывается при наличии или подозрении на наличие у пациента заболеваний, не требующих экстренного или неотложного медицинского вмешательства.
В ст. 17 дается определение и декларируются функциональные обязанности лечащего врача. Лечащим врачом является врач-специалист, который организует и оказывает медицинскую помощь пациенту в период его медицинского наблюдения и лечения, а в случае необходимости направляет пациента для оказания ему медицинской помощи к другим врачам-специалистам, работающим в одной с ним организации здравоохранения, на заседание врачебно-консультационной комиссии, предоставляет пациенту информацию о состоянии его здоровья, ставит перед руководителем организации здравоохранения вопрос о необходимости проведения врачебных консультаций (консилиумов), а также о необходимости направления пациента в другие организации здравоохранения, осуществляет иные мероприятия.
Глава 4 регламентирует особенности оказания медицинской помощи несовершеннолетним, женщинам во время беременности, родов и в послеродовом периоде, вспомогательные репродуктивные технологии. При оказании медицинской помощи в стационарных условиях в государственной организации здравоохранения несовершеннолетнему в возрасте до 5 лет одному из родителей или опекуну, предоставляется возможность находиться с ним. Несовершеннолетнему в возрасте от
5 до 14 лет и детям-инвалидам в возрасте от 5 до 18 лет, нуждающимся по заключению врача в дополнительном уходе, одному из родителей или опекуну предоставляется возможность находиться с ними в этой организации здравоохранения. В стационарных условиях в государственных учреждениях здравоохранения несовершен-
нолетнему в возрасте до 3 лет один из родителей или опекун обеспечивается условиями для дополнительного ухода за ним и питанием.
Женщине предоставляется право самостоятельно решать вопрос о материнстве. В организациях здравоохранения должны быть созданы условия и обеспечено проведение предабортного психологического консультирования женщин, обратившихся за проведением искусственного прерывания беременности. По согласию женщины в организациях здравоохранения после консультации с врачом-специалистом, а в отношении несовершеннолетней также при наличии письменного согласия ее законного представителя может быть проведено искусственное прерывание беременности (аборт) при сроке беременности не более 12 недель.
При наличии социальных показаний и с согласия женщины проведение искусственного прерывания беременности допускается при сроке беременности не более 22 недель в государственных организациях здравоохранения. Перечень социальных показаний для искусственного прерывания беременности устанавливается постановлением Совета Министров от 11 января 2013 г. № 23 (женщины, забеременевшие в результате изнасилования, и женщины, которые решением суда лишены родительских прав).
При наличии медицинских показаний и согласия женщины, а в отношении несовершеннолетней также при наличии письменного согласия ее законного представителя искусственное прерывание беременнсти
проводится независимо от срока беременности в государственных организациях здравоохранения. Перечень медицинских показаний для искусственного
прерывания беременности устанавливается Министер-
ством здравоохранения Республики Беларусь (постановление от 10 декабря 2014 г. № 88). В главе 1 приложения к постановлению указаны медицинские показания для искусственного прерывания беременности со стороны матери (туберкулез, злокачественные новообразования, требующие проведения химиотерапии или лучевой терапии, болезни эндокринной системы, шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства, болезни вен, лимфатических сосудов и др. – всего около 40 заболеваний), в главе 2 – со стороны плода (нарушения обмена веществ у плода с неблагоприятным прогнозом для жизни, не имеющие эффективного лечения и (или) сопровождающиеся умственной отсталостью; врожденные пороки развития, деформации и хромосомные нарушения у плода, установленные пренатально, с неблагоприятным прогнозом для жизни, не имеющие эффективного лечения и (или) сопровождающиеся умственной отсталостью; другие наследственные заболевания у плода с неблагоприятным прогнозом для жизни, не имеющие эффективного лечения и (или) сопровождающиеся умственной отсталостью и др.).
В исключительных случаях при наличии медицинских показаний, не указанных в перечне медицинских для искусственного прерывания беременности, при которых продолжение беременности и роды представляют угрозу для жизни женщины или могут причинить вред ее здоровью, вопрос об искусственном прерывании беременности по медицинским показаниям решает врачебно-консультационная комиссия организации здравоохранения. Врач-специалист имеет право отказаться от проведения искусственного прерывния беременности, письменно уведомив об этом руководителя организации здравоохранения, если отказ непосредственно не угрожает жизни и (или) здоровью женщины. После получения письменного уведомления врача-специалиста руководитель организации здравоохранения должен организовать женщине проведение искусственного прерывания беременности другим врачом-специалистом.
Глава 5 Закона регламентирует особенности оказания медицинской помощи пациентам, имеющим заболевания, которые представляют опасность для здоровья населения (в частности, вирус иммунодефицита человека), а также страдающим хроническим алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией
Глава 6 определяет порядок проведения патолого-анатомического исследования, медицинской экспертизы, экспертизы временной нетрудоспособности. Обязательное патологоанатомическое исследование умершего проводится в случае инфекционных заболеваний или подозрений на них; неясного диагноза заболевания, повлекшего смерть; смерти во время и после хирургических операций, родов, переливания крови, анафилактического шока, инструментальных исследований; пребывания в стационарных условиях менее одних суток; конфликтных ситуаций в процессе оказания медицинской помощи. При экспертизе временной нетрудоспособности определяются необходимость и сроки временного освобождения пациента или лица, осуществля-ющего уход за больным членом семьи, от работы (службы, учебы), временного или постоянного перевода пациента по состоянию здоровья на другую работу (службу), а также принимается решение о направлении пациента на медико-социальную экспертизу (экспертизу нарушения жизнедеятельности пациентов) или на военно-врачебную экспертизу. По результатам проведения экспертизы временной нетрудоспособности выдается листок нетрудоспособности (справка о временной нетрудоспособности), который является основанием для временного освобождения пациента или лица, осуществляющего уход за больным членом семьи, от работы (службы, учебы). Порядок выдачи и оформления листков нетрудоспособности (справок о временной нетрудоспособности) устанавливается Министерством здравоохранения совместно с Министерством труда и социальной защиты.
Глава 8 определяет порядок обеспечения лекарственными средствами, медицинскими изделиями. При оказании медицинской помощи гражданам Республики Беларусь в стационарных условиях в государственных учреждениях здравоохранения они обеспечиваются лекарственными средствами, медицинскими изделиями и биомедицинскими клеточными продуктами за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов на основании клинических протоколов или методов оказания медицинской помощи.
Глава 9 определяет права и обязанности пациентов. Пациент имеет право на получение медицинской помощи; выбор лечащего врача и организации здравоохранения; участие в выборе методов оказания медицинской помощи; пребывание в организации здравоохранения в условиях, соответствующих санитарно-эпидемиологическим требованиям и позволяющих реализовать
право на безопасность и защиту личного достоинства; уважительное и гуманное отношение со стороны работников здравоохранения; получение в доступной форме информации о состоянии собственного здоровья, применяемых методах оказания медицинской помощи, а также о квалификации лечащего врача, других медицинских работников, непосредственно участвующих в оказании ему медицинской помощи; выбор лиц, которым может быть сообщена информация о состоянии его здоровья; отказ от оказания медицинской помощи, в том числе медицинского вмешательства, за исключением случаев, предусмотренных Законом; облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, всеми методами оказания медицинской помощи с учетом лечебно-диагностических возможностей организации здравоохранения; реализацию иных прав в соответствии с Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь. При оказании медицинской помощи в стационарных условиях пациент имеет право на допуск к нему священнослужителя, а также на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, если это не нарушает правил внутреннего распорядка санитарно-эпидемиологических требований. Предоставление пациенту указанных в ст. 41 прав не может осуществляться в ущерб здоровью других пациентов и нарушать их права и свободы. Статья 42 регламентирует обязанности пациентов: заботиться о собственном здоровье, принимать своевременные меры по его сохранению, укреплению и восстановлению; уважительно относиться к работникам здравоохранения и другим пациентам; выполнять рекомендации медицинских работников, необходимые для реализации избранной тактики лечения, сотрудничать с медицинскими работниками при оказании медицинской помощи; сообщать медицинским работникам о наличии у него заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения, вируса иммунодефицита человека, а также соблюдать меры предосторожности при контактах с другими лицами; информировать медицинских работников о ранее выявленных медицинских противопоказаниях к применению лекарственных средств, наследственных и перенесенных заболеваниях, об обращениях за медицинской помощью, а также об изменениях в состоянии здоровья; соблюдать правила внутреннего распорядка для пациентов, бережно относиться к имуществу организации здравоохранения; выполнять иные обязанности, предусмотренные Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь.
Необходимым условием оказания медицинской помощи пациенту является наличие предварительного согласия совершеннолетнего пациента, ознакомленного с целью медицинского вмешательства, прогнозируемыми результатами и возможными рисками (ст. 44). В нем провозглашается право пациента на получение в доступной форме информации о состоянии собственного здоровья, применяемых методах оказания медицинской помощи, а также о квалификации лечащего врача и других медицинских работников, непосредственно участвующих в оказании ему медицинской помощи; участие в выборе методов оказания медицинской помощи; отказ от оказания медицинской помощи, в том числе медицинского вмешательства, за исключением случаев, предусмотренных ст. 41 Закона.
Согласие на простое медицинское вмешательство дается пациентом устно. Отметка о согласии делается медицинским работником в медицинских документах. Перечень простых медицинских вмешательств утвержден постановлением министерства здравоохранения Республики Беларусь от 31 мая 2011 г. № 49 «Об установлении перечня простых медицинских вмешательств». Всего в перечне указано 1104 вида простых медицинских вмешательств, к которым, например, относятся изотопная ренография (в литературе описаны осложнения данного исследования, вплоть до смерти пациента), внутривенное введение лекарственных средств, постановка очистительной клизмы, газоотводной трубки, пеленание новорожденного, инъекционная анестезия, электрокардиостимуляция, электросудорожная терапия, литотрипсия при камнях в желчном пузыре, применение пузыря со льдом. Как видно, список представлен совершенно разнообразными (простыми, с использованием сложной медицинской техники, радио-активных веществ) медицинскими вмешательствами.
Что касается сложных медицинских вмешательств, то их перечень, содержащий 28 позиций, утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 26 декабря 2005 г. № 619 с последними изменениями в 2013 г. Этим же указом утвержден перечень высокотехнологичных медицинских вмешательств. Такие вмешательства, несомненно, также необходимо относить к сложным. Преимуществами письменной формы отображения информированного согласия на медицинское вмешательство являются следующие: юридически более грамотный вариант как для лечебного учреждения, так и для пациента при доказывании своей правоты в ходе возможных судебных разбирательств; возможность для пациента без спешки, спокойно принять решение после внимательного изучения формуляра согласия; повышение уровня мотивации медицинских работников при составлении формуляра информированного согласия и при проведении лечения; дисциплинированность врачей при осуществлении медицинского вмешательства; экономия времени врача. При подписывании согласия необходима, кроме подписей врача и пациента, и их расшифровка, то есть указание фамилий. Это связано с тем, что почерковедческая экспертиза не всегда идентифицирует только подпись в силу недостаточности содержащихся в ней знаков для исследования. На всех значимых документах необходимо, чтобы собственноручно, кроме подписи, была написана фамилия для облегчения работы при необходимости проведения указанной экспертизы.
Обязательным условием проведения сложного медицинского вмешательства является наличие предварительного письменного согласия совершеннолетнего пациента. Согласие пациента на сложное медицинское вмешательство вносится в медицинские документы и подписывается лечащим врачом. В случае если сложное медицинское вмешательство должно быть выполнено срочно (неотложно), а родители или опекуны отсутствуют или установить их местонахождение невозможно, решение принимается врачебным консилиумом, а при невозможности его проведения – лечащим врачом с оформлением записи в медицинских документах.
Глава 10 декларирует гарантии, права и обязанности работников здравоохранения. Медицинские, фармацевтические работники при осуществлении своих должностных обязанностей имеют право на обеспечение условий труда в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь о труде, защиту профессиональной чести и достоинства, присвоение квалификационных категорий в соответствии с достигнутым уровнем профессиональных знаний и практических навыков, повышение квалификации и переподготовку за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, а также за счет средств нанимателей и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь, страхование профессиональной ошибки, в результате которой причинен вред жизни или здоровью пациента, не связанной с небрежным или халатным выполнением ими своих должностных обязанностей, которое осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь, создание медицинских, фармацевтических общественных объединений в соответствии с законодательством Республики Беларусь, иные права, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.
Статья 51 определяет обязанности медицинских, фармацевтических работников: квалифицированно выполнять свои должностные обязанности; хранить врачебную тайну; уважительно и гуманно относиться к пациентам, соблюдать их права; соблюдать принципы
медицинской этики и деонтологии; повышать уровень профессиональных знаний; выполнять иные обязанности, предусмотренные Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь. Медицинские и фармацевтические работники обязаны также оказывать скорую медицинскую помощь в пределах своих возможностей нуждающимся в ней лицам вне организации здравоохранения.
Глава 11 определяет кадровое обеспечение здравоохранения, научную деятельность в области здравоохранения. Подготовка медицинских работников осуществляется государственными учреждениями образования, осуществляющими подготовку специалистов с высшим или средним специальным медицинским, фармацевтическим образованием, в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Право на занятие должностей медицинских и фармацевтических работников имеют лица, получившие медицинское, фармацевтическое образование и соответствующие требованиям, установленным Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь. Повышение квалификации и переподготовка медицинских, фармацевтических работников осуществляются государственными учреждениями образования, осуществляющими подготовку, повышение квалификации и (или) переподготовку специалистов с высшим или средним специальным
медицинским, фармацевтическим образованием, в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Глава 12 определяет обязанность содействия медицинским работникам, меры по охране здоровья населения, возмещение организациям здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи, ответственность за нарушение законодательства Республики
Беларусь о здравоохранении. Физические и юридические лица обязаны содействовать медицинским работникам при оказании медицинской помощи. При угрозе жизни человека медицинские работники имеют право использовать любой вид транспорта, имеющийся в данной обстановке, для проезда к месту его нахождения либо для транспортировки (эвакуации) его в ближайшую организацию здравоохранения. В случае отказа выполнить законное требование медицинского работника о предоставлении транспорта должностное лицо или владелец транспортного средства несет ответственность, установленную законодательством Республики Беларусь. При чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, актах терроризма и массовых беспорядках спасатели, сотрудники органов внутренних дел и иные физические лица, прошедшие обучение методам оказания первой помощи при состояниях, представляющих угрозу для жизни и (или) здоровья человека, в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, обязаны принимать неотложные меры по спасению граждан, оказанию нуждающимся первой помощи.
За нарушение законодательства Республики Беларусь о здравоохранении виновные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *