Работа главной и старшей медицинской сестры

Дорогие коллеги!

Критика занимает важное место в работе главной и старшей медицинской сестры. При этом необходимо помнить, что критика – опасный инструмент, подобно скальпелю хирурга она вскрывает больные места, но одно неверное движение – и вместо лечебного воздействия можно нанести непоправимый вред. Поэтому пользоваться критикой нужно умело.
Иногда руководитель отождествляет общение с подчиненными с головомойкой, полагая, что любой сотрудник обязан хорошо знать свои обязанности и владеть технологией их выполнения, поэтому любые сбои в работе свидетельствуют о безответственности или нарушении регламента работы. Такие руководители обычно уделяют мало внимания обучению и воспитанию своих подчиненных. Если же сотрудник хорошо справляется с работой, это считается нормой. Зачем говорить о том, что и так хорошо? В результате общение происходит только по негативному поводу и несет в себе отрицательный эмоциональный заряд, что вызывает негативные чувства и страх перед начальством.
Существует другая крайность: в учреждениях, где принято делиться подробностями личной жизни и существует дружеский стиль отношений, руководитель опасается обидеть своих подчиненных. Ему трудно держать дистанцию и прямо сказать о недостатках в работе. Он долго оттягивает беседу, и, когда решается поговорить, нужный момент бывает упущен. В критике важна своевременность. Лучше разобрать ситуацию сразу, когда все детали свежи в памяти и не искажены временем, но, если в данный момент такой возможно-сти нет, запланируйте время, чтобы обязательно поговорить с сотрудником. Оставив проблему без внимания, в следующий раз вы рискуете получить более тяжелые последствия. Если сложившаяся ситуация вывела вас из равновесия и вы чувствуете, что можете сорваться, отложите разговор до тех пор, пока не успокоитесь и сможете говорить без эмоционального напряжения. Но лучше не затягивать с разговором.
Критика – тонкий инструмент, затрагивающий гордость человека. Такие беседы лучше проводить на-едине, в отличие от похвалы, которая лучше действует, когда произнесена прилюдно. Критикуя при всех, ру-ководитель вызывает у подчиненного чувство стыда и унижения, провинившемуся трудно сосредоточиться на сути обвинения, его мысли будет занимать мнение коллег. Общение наедине создает благоприятную и доверительную атмосферу, которая будет способствовать конструктивной беседе.
Общаясь с подчиненными, руководитель должен понимать, какую цель он преследует и чего хочет до-биться. Оценивайте действия провинившегося в конкретной ситуации; если приходится рассматривать не одну, а несколько, то разбирайте их по порядку. Для того чтобы критика оказала положительный эффект, она должна быть конструктивной, содержать не только указание на неправильные действия, но и нести подсказку, как нужно поступать в той или иной ситуации.
Критикуя, постарайтесь отметить положительные моменты в работе сотрудника. Начинайте и заканчивайте разговор с позитива, отметьте, какие качества вы цените в нем, покажите, что вы не враг, а союзник. «Не скупитесь на похвалу, и тогда, возможно, критикой вам придется пользоваться гораздо реже» (О. Бальзак). Для конструктивного разговора необходимы открытость и доверительность, иначе подчиненного будет трудно убедить. В разговоре затрагивайте только деловые качества провинившегося, старайтесь избегать сло-восочетаний «ты всегда», «ты никогда» – они несут в себе негативную оценку, заставляют обороняться и оправдываться.
Любое общение – это диалог, собеседнику нужно дать возможность высказаться. Лучше начать беседу с вопроса, как он оценивает конфликтную ситуацию. Довольно часто провинившийся сам понимает, что по-ступил неправильно, в этом случае помогите ему разобраться в причинах произошедшего. Если человек осоз-нал ошибку, не стоит излишне указывать на нее, обратите разговор исключительно в конструктивное русло. Важно дать возможность сотруднику самому исправить ситуацию.
Начальник для подчиненного всегда власть, и руководителю необходимо помнить, что власть – оружие обоюдоострое. «Кто резко высказывает свое мнение о чужих действиях, тот обязывает этим себя действовать лучше других» (В. Г. Белинский).

С уважением, профессор             Ю. К. Абаев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *