О «медицинском терроризме»




 

Дорогие коллеги!

Правовой подход к оказанию медицинской помощи и ее юридическому регулированию меняется. Причина – переход на возмездную основу некоторых видов помощи и приобретение ими свойств услуги. Это привело к важным последствиям: пациент превратился в потребителя услуг с соответствующим увеличением объема прав и полномочий. Позицию законодателя в данном случае можно обозначить тезисом «потребитель всегда прав», в связи со спецификой медицинских услуг это означает «пациент всегда прав».

Никто не увидит изъяны в работе системы здравоохранения лучше, чем пациенты и их родственники. Сталкиваясь с неудовлетворительной организацией лечебного дела, грубостью персонала, теснотой, поборами, они остро реагируют на недостатки в отрасли. Эта естественная реакция выливается в письма-жалобы, в основе своей справедливые и полезные. Однако в потоке объективной критики все заметнее становятся жалобы необоснованные, порой преследующие корыстные цели. Появился своеобразный «медицинский терроризм», когда пациент, получивший качественную услугу, провоцирует находящееся в сфере правового регулирования недоразумение. Начинается конфликт, цель которого – возмещение денежных затрат, преференции, повышенное внимание и т. д.

Появлению так называемого медицинского терроризма способствовали бывшая ранее полностью бесплатной медицина и патерналистский подход, когда медик имел только обязанности и ответственность, а пациент – права и требования. Это породило потребительское отношение к здравоохранению и сформировало представление, что пациенту «все должны». Но главная причина – применение общих норм гражданского законодательства о защите прав потребителей без учета специфики медицинских услуг, расплывчатость формулировок законов и нормативных актов, позволяющих инициировать правовые конфликты. Специфика медицинской деятельности нигде и никак законодательно не отражена, чтобы ее учитывала судебная правоприменительная практика. Вот и применяет суд единую меру к обвесу-обсчету потребителей в магазинах, ларьках и на рынках и к отношениям «медик – пациент». Еще одна причина «медицинского терроризма» – юридическая беспечность руководителей учреждений здравоохранения. Основной расчет «пациента-террориста» основан на боязни субъекта оказания медицинских услуг огласки и негативных последствий для своей репутации. Предъявляя претензии, он хорошо осведомлен, насколько тернисты пути разрешения конфликта, и рассчитывает, что с жалобщиком связываться не будут, пойдут на досудебное соглашение. В противном случае конфликт может перерасти в публичный скандал со всеми вытекающими последствиями – тенденциозное освещение в прессе, проверки, санкции и т. д.

Главное направление в борьбе с «медицинским терроризмом» – юридическая проработанность и прозрачность процедур взаимодействия пострадавшей стороны и жалобщика. Это качественно подготовленный договор с пациентом и своевременные обоснованные письменные ответы на его и претензии. Если учреждение уверено в своей правоте и запаслось доказательствами, не следует поддаваться шантажу. Усилия следует направить не на примирение, а на выработку аргументированной позиции для отказа в удовлетворении жалоб и уверенно отстаивать свое доброе имя. В противном случае, заняв невыгодное положение защиты, учреждение здравоохранения обречено на долгие разбирательства, которые кроме потери времени и материальных издержек приведут к ущербу имиджа. А злые языки, как известно, страшнее пистолета.

Жалобы – это оружие, разящее медиков в руках непорядочных людей. Каким бы абсурдным не было содержание жалобы, ее непременно рассмотрят, создадут комиссию, вызовут всех заинтересованных лиц, напишут пространные заключения. Конечно, истина восторжествует, но порок никогда не наказывается. Это хорошо знают жалобщики. Так необходимый и полезный для общества инструмент – право жаловаться превращается в свою противоположность, терроризируя и сковывая инициативу медиков.

Частота привлечения медиков и учреждений здравоохранения к судебной ответственности растет. На Западе стремительно увеличивается число адвокатов – экспертов по медицинским делам, ведь в случае выигрыша процесса жалующийся получает 60% истребуемой суммы, адвокат – 40%. При малейшей надежде на успех пациентов буквально подбивают подавать иски. Мы идем по этому же пути. Уже сложилась определенная прослойка жалобщиков и юристов, специализирующихся в области защиты прав потребителей. Такой симбиоз преследует единственную цель – заработать.

«Медицинский терроризм» – явление новое, родина его заграница, но, попав на отечественную почву, сдобренную предприимчивостью и формирующимися рыночными отношениями, соблазн «содрать денег» может дать богатый урожай. Рецепт профилактики – идеальная юридическая чистота в отношениях с пациентом.

Зам. главного редактора
профессор                                                                Ю. К. Абаев