Правовое поле

Дорогие коллеги!

Отношения медицинских работников и пациентов в нашей стране регулируются нормативно-правовыми документами, в которых наблюдается явный дисбаланс в пользу интересов пациента. Это характерно также для государств Западной Европы и США. Сегодня в странах ЕС активно обсуждается вопрос о защите медработников, потому что наряду с жалобами, имеющими под собой основания, увеличивается число необоснованных претензий к медикам. Практика свидетельствует о росте числа заявлений, обладающих сомнительной доказательной базой, исходящей от недобросовестных заявителей – пациентов, «обиженных» медиками.

Количество «медицинских» дел растет, и это факт. Судебная практика уверенно пошла по пути защиты прав и интересов пациента. Будучи истцом в гражданском

процессе, доказывать вину медработника он не обязан. Напротив, медику или медицинскому учреждению необходимо доказать, что лечили правильно, неосторожности и уж тем более умысла не было, а роль сыграли тяжелое состояние пациента, индивидуальные особенности организма и др.

Точка зрения законодателя понятна: в ней со всей очевидностью угадывается пациент. Мнение законодателя, как правило, разделяют следствие и суд. Таким образом, обнаружилась проблема – необходимость защиты медицинского работника. Пациента уже достаточно обезопасили, как в ситуации с Законом «О защите прав потребителей»: права потребителя так защитили, что начались злоупотребления его применением самими  потребителями.

Изучение правого поля, в котором могут действовать медработники, – задача не из легких. Представителей медицины и юриспруденции часто называют «доктор», однако это две абсолютно разные области знаний. Лишь немногие медики могут «читать» закон. В ходе рассмотрения дела беспомощность и беззащитность врача или медсестры просто бросаются в глаза. Они не могут сориентироваться в судебном процессе. Даже специалисты со званиями и «именами» нервничают, заикаются, бледнеют, у них дрожат руки. На суд и участников процесса допрашиваемый часто производит впечатление лица, безусловно, виновного либо допустившего серьезную ошибку, которая вот-вот станет очевидна. Законодательные нормы написаны малопонятным языком, обладают множеством нюансов и возможностью разночтений, в которых медику трудно разобраться. Вместе с тем юристу сложно понять работу медицинского работника, особенно – как он может работать в условиях диагностических затруднений и медикаментозных ограничений, почему лечение разных пациентов так отличается при одинаковом диагнозе, в каких случаях он принимает решение идти на риск, а в каких нет, и т. д. Юристу значительно легче защищать пациента, здесь все понятно: есть проблема, и есть реальная история, рассказанная на понятном языке.

Дела, относящиеся к разряду «медицинских», – одни из самых сложных в юридической практике в связи со спецификой деятельности, риском причинения вреда здоровью пациента и возможностью летального исхода. В таких делах необходим юрист, сведущий в медицине, поскольку отсутствие познаний в этой области делает защиту неэффективной. Все знают о важности своевременного обращения за медицинской помощью. Выражение «своевременная помощь» употребляют и в юридической практике, где часто именно своевременность обращения к юристу решает, как и в медицине, исход дела. У врача и медсестры в повседневной работе периодически возникают ситуации, когда необходима консультация юриста. Но где такого специалиста взять? Выход один – заключение учреждением здравоохранения договора с экспертом в области медицинского права (такие юристы должны быть), чтобы медик при необходимости мог получить консультацию.

В чем причина того, что медицинский работник в данной ситуации оказывается «крайним»? В недостаточной культуре безопасности в здравоохранении, неразработанности медицинского права и правовой незащищенности медика. Врачи, медсестры, их коллеги фармацевты не должны просить, они должны требовать к себе уважения и юридической защиты. Ведь именно им доверяется самое главное, что у нас есть, – здоровье и жизнь.

С уважением, профессор  Ю. К. Абаев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *