Причины болезней


Автор(ы): Профессор Ю. К. Абаев
Медучреждение: Редакция журнала "Здравоохранение"
 
Профессор Ю. К. Абаев

Дорогие коллеги!

Какой смысл имеют болезни, боль и страдания? Люди всегда искали ответ на этот вопрос. Сейчас интенсивно изучаются генетические, социальные, экологические и другие причины, неблагоприятно влияющие на здоровье человека. Однако здоровье определяют не только физические факторы, есть и другая причина, которая лежит вне сферы традиционной медицины, – это духовность человека. Злопамятность и обидчивость, самодовольство и раздражительность, мнительность и уныние – мощные союзники различных недугов. Задолго до становления медицинской науки народная мудрость просто и ясно передала связь душевного состояния и физического здоровья: «Кроткое сердце – жизнь для тела, а зависть – гниль для костей».

Болезнь может быть прямым следствием и расплатой за нарушение нравственных норм поведения. В результате пьянства развивается цирроз печени; рак легких – вероятная перспектива заядлых курильщиков; алиментарное ожирение – удел гурманов. Человек, преступивший законы морали, рискует навредить не только себе, но и своим потомкам, взять хотя бы действие наркотиков на развитие плода. Среди духовных причин болезней есть и менее очевидные, например тщеславие и гордыня. С точки зрения религии это греховные страсти, с позиции медицины – факторы риска развития сердечно-сосудистых заболеваний. Ишемическая болезнь сердца – типичный результат стрессов, неумения адекватно, без вспышек гнева, злости и честолюбивых амбиций реагировать на события.

Мы глубоко заблуждаемся, считая себя только телесной сутью. Дух и тело, равнозначные сущности человека. Давно подмечено: люди с высокой нравственностью живут дольше и легче переносят болезни. «Тело немощно – дух всемогущ». Там, где человек во имя честолюбия и вожделений губит дух, а тело превращает в полигон испытаний, никогда не будет хорошего здоровья. Для профилактики болезней необходима гигиена духа: не допускать раздражения и злости, зависти и уныния, научиться быть в согласии с собой. В христианстве это называется смирением – «жить с миром в душе». Трудности в жизни можно воспринять как урок и сделать выводы или считать происками врагов, с которыми нужно бороться. Готовность к бою всегда сопровождается гипергликемией, высоким уровнем адреналина и повышением артериального давления, спазмом сосудов и нарушением микроциркуляции в слизистой оболочке пищеварительного тракта. Если на фоне острого стресса это необходимо для выживания, то при хроническом является основой развития артериальной гипертензии, язвенной болезни желудка, сахарного диабета. А результатом иммуносупрессии на фоне страха и постоянного недовольства могут быть онкологические заболевания. Если бы исследования по изучению влияния духовного мира (эмоций, мышления) на течение болезней финансировались так же, как разработка лекарств, наверняка были бы получены доказательства эффективности безлекарственной терапии, ведь результативность плацебо достигает 35–40%.

Мы восхищаемся научно-техническим прогрессом, с гордостью применяем новые лечебные технологии, но это не улучшает здоровья нации. Конечно, медицина продлевает жизнь человека, однако в целом лечение только телесной сути человека – малоперспективная задача. Огромные средства уходят на «ремонт» организма, а предупреждение «поломки» остается без внимания. Медицина переживает кризис, суть которого не в недостаточном финансировании, нехватке оборудования или медикаментов, а в самом подходе к здоровью и болезням. Парадокс заключается в том, что квалификация медиков, качество медицинской помощи и услуг растут, а здоровье населения ухудшается. Почему это происходит? Медицина занимается не восстановлением здоровья, а возвращением утраченной трудоспособности. Объясняя рост заболеваемости неблагоприятными экологическими условиями, мы забываем, что причина экологического кризиса – кризис духовный. Болезнь – это сигнал бедствия, который душа посылает через тело.

Признание духовного компонента болезни обязывает нести ответственность за свое поведение. Повышение нравственных устоев общества и здоровый образ жизни принесут намного больше пользы здоровью нации, чем самое совершенное лечение износившихся и искореженных аморальным поведением человеческих тел. Это подтверждает закон духовно-демографической детерминации: «При прочих равных условиях улучшение (ухудшение) духовного состояния общества сопровождается снижением (ростом) заболеваемости и смертности» (И. А. Гундаров, 2001). Законы нравственности даны человечеству в виде 10 заповедей более 3000 лет тому назад, и невыполнение их приводит к несчастьям и болезням.