Проблема взаимоотношений врача и медицинской сестры

Абаев Ю.К.

Дорогие коллеги!

Проблема взаимоотношений врача и медицинской сестры – одна из ключевых в профессиональной этике и медицинской практике. По мере возрастания потребности общества в службе здравоохранения роль среднего медицинского персонала трансформировалась из расплывчатого акта милосердия («сердобольная прислуга») в четкие профессионально-должностные обязанности и самостоятельный род деятельности в пределах очерченной компетенции. Это можно проследить на примере истории развития медицины, когда уход за больным, создание для него благоприятного психологического климата, выполнение медицинских процедур постепенно приобретали самостоятельную ценность. Еще М. Я Мудров (1776–1831), один из основоположников внутренней медицины в России, отмечал важность сотрудничества врача с обслуживающим персоналом, высоко ценил труд сиделки, замечаниями которой советовал не пренебрегать. Труд медицинской сестры и санитарки высоко ценили корифеи медицины. Не случайно им посвящено немало слов благодарности в работах Н. И. Пирогова, С. П. Боткина, С. П. Федорова, Е. М. Тареева, В. Х. Василенко и многих других крупнейших клиницистов. В хирургической клинике НИИ им. Н. В. Склифосовского, возглавляемой С. С. Юдиным, висел портрет нянечки с подписью «Она выходила 1000 раненых и больных».

К концу XIX в. медсестра рассматривалась как помощница врача, обязанная строго следовать его указаниям. Известный немецкий хирург Т. Бильрот (1829–1894) в книге «Домашний уход за больными» писал: «Сестра милосердия должна быть помощницей больного и врача; она должна научиться целесообразно и точно выполнять его предписания, но она не должна лечить на собственный страх. Она должна питать такое же безграничное доверие к врачу, как и сам больной. Если же этого не будет, то она всегда себе позволит критиковать назначения врача с высоты своего полузнания и, пожалуй, пожелает их исправить согласно своим мнениям. Такая сестра не только мешает врачу исполнять свои обязанности, но, что гораздо хуже, из-за нее, при таких условиях, всего больше страдает сам больной. Он может умереть от того, что поколебленный сестрой в своем доверии к врачу начнет пробовать то одно, то другое лечение, не доводя ни одного из них до конца».

Прошло более 100 лет, изменились медицина и требования к занятому в ней персоналу. Возросла роль и стала иной функция медицинской сестры. Вместо научения методом подражания на краткосрочных курсах сегодня на подготовку медсестры уходит не менее 3 лет в медицинском колледже, не считая различных форм усовершенствования. Современная медицинская сестра обладает значительно более глубокими знаниями по сравнению со своими предшественницами, имеет практические навыки, превосходя при выполнении отдельных манипуляций врачей, однако многие проблемы во взаимоотношениях врачей и медсестер остались до сих пор. Можно с сожалением констатировать неудовлетворенность среднего медицинского персонала своим положением: недостаточным престижем профессии, невысокой заработной платой, сложными условиями труда.

С организацией системы высшего сестринского образования открываются новые возможности карьерного роста медсестры. Вместе с тем возникают и проблемы. Одни из них связаны с отсутствием урегулирования трудовых отношений и существующей номенклатурой специальностей, другие – с неготовностью службы здравоохранения принять всех специалистов, поскольку в нашей стране меньше, чем на Западе, развита внебольничная сеть.

Система высшего сестринского образования породила также немало психологических и нравственных проблем. К числу первых относятся завышенные притязания дипломированных медицинских сестер, забвение традиционно сложившейся соподчиненности медицинского персонала, принижение роли психологического фактора в общении с пациентами. Если раньше, грубо говоря, не очень умный врач порой помыкал медсестрой, то теперь она сама начинает уподобляться врачу, не считаясь с пожеланием пациента.

Говоря о перспективах сотрудничества врача и медицинской сестры, необходимо отметить, что оно возможно при наличии специальных служб (реабилитационной, медико-оздоровительной, спортивно-оздоровительной, патронажной и т. п.). Здесь открываются широкие возможности для относительно самостоятельной работы сестринского персонала с высшим образованием. Нельзя противопоставлять врача и медицинскую сестру, поскольку в конечном итоге они оба призваны служить людям – больным и здоровым. Обе эти профессии в гуманном отношении равнозначны, а значит, и самоценны.

С уважением,

профессор                                                  Ю. К. Абаев

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *