КРАТКАЯ ИСТОРИЯ СЕСТРИЧЕСТВА И УХОДА ЗА БОЛЬНЫМИ

Профессор В. С. Коровкин

Белорусская медицинская академия последипломного образования

Чувство любви к ближнему во все века было присуще человеку. С течением времени менялось лишь понятие о том, кто является нашими ближними. В доклассовом обществе ими были мать, отец, дочь, сын, сестра, брат, жена, муж. Впоследствии понятие о ближнем расширилось. Согласно христианской религии, ближний – это тот, кто создан по образу и подобию Божьему, то есть все люди. Одним из многочисленных проявлений любви к ближним стал уход за больными. Причем ухаживать приходилось большей степени женщи­нам, чем мужчинам.

У народов Древнего мира уход за больным осуществляли родственники. Специальных людей не было, исключение составляли лишь женщины, зани­мавшиеся оказанием помощи роженицам и новорожденным. Вначале это были пожилые родственницы, но со временем появились специалисты. Наибольшего развития организация подобной помощи достигла у греков и римлян.

В Древней Греции были акушерки, которыми, по определению Гиппократа, могли быть только рожавшие женщины, а также женщи­ны с большим жизненным опытом. Они определяли сроки беремен­ности, наступления родов, им предоставлялось право ускорять роды лекарственными средствами и священными песнями. Акушерки занимались также лечением женских болезней и даже были свахами. Отдельную группу составляли женщины-врачи, занимавшиеся также женскими болезнями. Многие из женщин-врачей и акушерок состояли на государственной службе. Но особенно развито акушер­ское дело было в Древнем Риме. Здесь акушерки не только оказы­вали помощь во время родов, но и ухаживали за роженицами и мла­денцами.

Древнегреческий врач, работавший в Риме, Соран Эфесский в своем трактате по гинекологии обращал внима­ние на то, чтобы женщины, желающие заниматься родовспомогатель­ным искусством, были грамотны, «подвижны, приличны и имели нормальные органы чувств, были здоровы и сильны, имели длинные тонкие пальцы с коротко обрезанными ногтями». Если акушерки были не особенно молоды, то он рекомендовал им «быть постоянно трезвы­ми, спокойными и молчаливыми, не быть суеверными, из-за корыст­ных целей не употреблять абортивных средств».

В Афинах и Риме заболевших бедняков и раненных в сражениях воинов лечили в домах богатых граждан, где уход за ними осуществля­ли женщины. Однако в полном объеме развитие дела ухода за боль­ными получило только с распространением христианства. Ученики Иисуса Христа, апостолы, не только проповедовали христианское учение, но и исцеляли больных. Попечение о больных и неимущих брали на себя в первую очередь женщины (диаконисы), а также мужчины (диаконы), добровольно посвятившие себя бескорыстному уходу за больными и ранеными.

При церквях и монастырях стали возникать богадельни (диаконии), предназначенные вначале для заболевших монахов и мона­хинь, а позже и для всех больных. Уходу за больными здесь посвящали почти все члены общины, но в основном женщины. Уже тогда было замечено, что у постели больного женщины чаще, чем мужчины, проявляют выдержанность и легче переносят беспокойные ночи и дни, полные тревог и забот.

Христианская попечительность о больных со времен римского им­ператора Константина Великого (IV в. н. э.), поддерживавшего христианскую религию, принимает новый вид – учреждаются обще­ственные больницы и госпитали для больных и бесприютных.

В XI в. во многих странах Западной Европы (Нидерландах, Германии и др.) были созданы общины женщин и девиц для ухода за больными. В летописях упоминается о многих женщинах, принадлежавших даже к княжескому роду, которые посвящали свою жизнь уходу за прокаженными в первых общественных больницах

Так, в XIII в. графиня Елизавета Тюрингенская, которая отличалась глубокой религиозностью и любовью к людям, всю свою жизнь посвятила служению делу мило­сердия. В возрасте 20 лет она на свои средства построила госпиталь, организовала приют для подкидышей и сирот, в которых сама много работала.

В 1235 г. Елизавета была причислена к лику святых и в ее честь была основана католическая община «елизаветинок» – из поже­лавших последовать ее примеру. В мирное время сестры общины ухаживали только за больными женщинами, а в военное – и за мужчинами, нуждавшимися в медицинской помощи. Много сделала эта община и для больных проказой. Подобной деятельностью занималась и община «иоаниток», члены которой проявили особую самоотверженность в Париже во время эпидемии чумы 1348 г. В ведении сестер-«госпитальерок» находились крупные госпитали: Святого Людовика в Париже и других городах Франции.

Христианская благотворительность в средние века в католических странах выражалась и в создании различных светских и духовных рыцарских орденов, члены которых считали основной своей целью уход за больными. Так, основной функцией ордена Святого Лазаря (отсюда лазарет) в Иерусалиме был уход за прокаженными. Ордена тамплиеров во Франции и немецких рыцарей покровитель­ствовали паломникам и заботились о больных и неимущих. Членами ордена могли стать и женщины.

Главным делом ордена, основанного в Иерусалиме и названного в честь Святого Иоанна, было попечение о больных и уход за больными. Первой его настоятельницей в 1099 г. стала римлянка Агнесса. Сестры давали обет проводить все свое время в уходе за больными, посте и молитве и трудиться на благо ордена. Деятельность женщин этого ордена распространилась и в Италии, Испании, Франции, Англии, где ими были созданы монастыри.

Особенно известной стала деятельность общины «иоаниток» в Париже. В 1348 г. во время большой эпидемии чумы члены общины показали пример самопожертвования. Современники этих событий описывали такую картину: «Всеми оставленный больной лежал один со своими муками. Родные боялись приблизиться к нему, врач стра­шился вступать в его жилище, и даже священник лишь со страхом причащал его. Со стонами, разрывавшими сердце, призывали дети родителей, отцы и матери – сыновей и дочерей. Но тщетно! Даже и до трупов родные прикасались лишь потому, что никто не соглашался исполнять последние желания за деньги… ничто не могло собрать родных и знакомых на обряд погребения. Трупы самых знатных и заслуженных лиц относились в могилы самыми бедными людьми, потому что невыразимый страх отталкивал от гроба их друзей и товарищей». Тем весомее выглядят многочисленные примеры само­пожертвования сестер орденов при оказании помощи больным. Только в Париже за время эпидемии умерли более 500 сестер этих орденов, но эту опасную работу продолжали делать другие сестры.

Много сделали по уходу за больными и сестры-«госпитальерки». Только один Отель-Дье (дом Божий) в столице вмещал 6000 человек; сюда принимались больные с любыми заболеваниями, даже заразными.

В 1617 г. во Франции священник Викентий Поль организовал первую общину сестер милосердия. В одной из своих проповедей он обратил внимание прихожан на крайне тяжелое материальное положение одной бедной семьи, члены которой были больны. Пораженные красноречием проповедника слушатели (особенно женщины) стали помогать не только этой семье, но и всем больным прихода. Для правильного распределения помощи Викентий Поль решил организовать общество и принялся за составление устава. «Милосердие к ближнему, – говорится в этом уставе, – есть вернейший признак христианина, и одним из главных дел милосердия является посещение бедных, больных и всякого рода помощь им». Вначале общество называлось «общество милосердия», а члены его – «служительницы бедных». Они должны были по очереди брать ежедневно из общего склада необходимую провизию, приготовлять из нее пищу и разносить больным. Но задача общества состояла в оказании не только материальной и физической помощи, но и духовной. «Служительницы бедных» старались научить больных лучше жить и достойно умирать, поэтому они совмещали свои посещения с религи­озными беседами, чтением и наставлениями.

В 1633 г. Викентий Поль во главе общества поставил Луизу де Мариллак – высокообразованную женщину, которая неутомимо ухаживала за тяжелыми больными в госпиталях и частных домах. В своей многолетней деятельности она убедилась, что уход за больными требует основательной теоретической подготовки. Луиза де Мариллак вначале организовала семинары для сестер милосердия и сиделок, а в 1641 г. создала специальную школу по их обучению. Главным руково­дителем и советником был Викентий Поль. Слава школы быстро распространилась по госпиталям Франции, Италии, Испании, Порту­галии, Польши и других стран. Это была первая попытка организовать научную и практическую подготовку сестер милосердия, и она увенча­лась успехом – институты сестер милосердия основывались во Франции, Нидерландах, Польше и других государствах.

В последующие годы подобные общества милосердия были созданы в Париже и его предместьях. Викентий Поль так определял их назначение: «Задача общества милосердия состоит в том, чтобы оказывать мате­риальную и духовную помощь бедным как в городе, так и в деревнях». В 1620 г. по образцу женских обществ милосердия были организованы мужские общества, однако у них были иные функции – помощь нищим и искоренение нищенства. Мужские общества милосердия существовали во всех провинциях Франции и во всех приходах столицы.

Викентий Поль впервые предложил словосочетания «сестра милосердия», «старшая сестра». Считая, что все общины должны иметь единый устав, он разработал основные его положения: «Общины сестер милосердия состоят из вдов и девиц. Они не должны быть монахинями и не должны давать никаких постоянных обетов, а если непременно желают, то только на один год. Они должны носить не монашескую, а свою обычную простую светскую одежду… Старшая сестра избирается ими из своей среды на 3 года, причем одна и та же сестра может быть избрана только дважды, и более двух трехлетий ни одна сестра не может быть старшей». 30 мая 1655 г. он собрал всех сестер, находившихся в Париже и его окрестностях, и в торжествен­ной обстановке прочитал этот устав, чтобы его утвердить: «Добрые сестры, вы собрались с целью, как мне кажется, быть истинными последовательницами Христа… Мне хотелось бы до моей смерти дать вам устав. Ваше братство будет называться общиной сестер милосердия, вы же служительницами бедных, смирение и милосердие должны быть основными добродетелями».

Последователи Викентия Поля организовали около 2000 общин (ясли для детей, богадельни для стариков, приюты для сирот, больни­цы для эпилептиков и душевнобольных и др.). Священник умер в 1660 г. в возрасте 85 лет. Католическая церковь в 1737 г. причислила его к лику святых и почитает как покровителя всех дел милосердия.

В период французской революции общине сестер милосердия пришлось пережить тяжелые времена: сестер выгоняли из госпита­лей и приютов, где они работали, некоторые из них были казнены или посажены в тюрьмы, многие эмигрировали в Англию, но оставшиеся продолжали тайно оказывать помощь страждущим.

Большую известность снискали сестры милосердия во время Напо­леоновских войн. Став императором, восстановив христианскую церковь, уничтоженную конвентом, Наполеон I обратился к ее служи­телям с просьбой о помощи по уходу за ранеными. Церковь отправила в армию много сестер милосердия, которые в период сражений сыграли важную роль в истории христианской попечительности о больных и раненых. Особенно прославилась сестра Марта, которую наполеоновские солдаты считали святой. За заслуги в деле милосердия император наградил ее орденом Почетного легиона. По инициативе Наполеона после войны была продолжена подготовка сестер милосердия, они по-прежнему ухаживали за ранеными и больными в госпиталях и приютах.

В Германии общины сестер милосердия были созданы в 1808 г., в Италии – лишь в 1821 г. Главной задачей сестер милосердия был уход за заразными больными, которых не прини­мали больницы. Два раза в неделю они посещали на дому больных, имеющих хронические заболевания, и снабжали их пищей и лекарствами, которые были назначены врачами.

Первые общины сестер милосердия в Австрии были организованы в 1834 г., в Чехии – в 1837 г. К середние XIX в. в Западной Европе уже насчитывалось около 16 000 сестер милосердия. Заслуживает внимания благотворительная деятельность немецкого пастора Теодора Флиднера. В 1833 г. он организовал приют для женщин, вышедших из тюрем, раскаявшихся проституток. В 1835–1836 гг. открыл первые в Германии школы для малолетних детей рабочих. Флиднер создал специальную школу для обучения женщин уходу за детьми из малоимущих семей и больными бедняками. За 40 лет работы в школе прошли обучение 1450 человек. Он организовал женскую общину диаконис – по образцу существовавших у первых христиан. Сюда сестры принимались после испытательного срока с проведением церковного обряда. Сестры сохраняли связь со своей семьей и продолжали владеть своим имуществом. В случае их болезни и старости община заботилась о них. Сестры имели право вступать в брак, а также вернуться к родителям в случае, если им требовался уход. Деятельность диаконис включала уход за больными, бедными детьми, заключенными, проститутками (приюты кающихся Магдалин), а также преподавание в школах для малолетних детей.

В 1841 г. общины диаконис были организованы в США, а в 1851 г. – на Востоке (в Бейруте, Иерусалиме, Александрии), где в их ведении находились многие больницы и воспитательные учреждения. В 1884 г. в мире насчитывалось 56 общин, преимущественно протестантских: 35 – в Герма­нии, 6 – в России, по 3 – в Швейцарии и во Франции, по 2 – в Голландии и Англии и по 1 – в Венгрии, Дании, Швеции, Норвегии и США. В концу XIX в. было 60 общин диаконис, объединявших более 8000 сестер. Их благотворительная деятельность осуществлялась в 1780 учреждениях. Подобного рода общины существовали и при протестантских церквях в России (в Санкт-Петербурге, Саратове, Выборге), Риге, Таллине, Хельсинки. Начиная с середины XIX в. католические монахини и проте­стантские диаконисы оказывали медицинскую помощь и осуществляли уход за ранеными во время военных действий. К этому времени в Западной Европе уже насчитывалось около 16 000 сестер милосердия.

На принципиально новой организационной основе и на более высоком качественном уровне женский труд стал применяться при оказании медицинской помощи раненым в период Крымской войны (1853–1856).

В России в разные годы были организованы и работали следующие учреждения по оказанию помощи раненым и больным:

  • Свято-Троицкая община сестер милосердия – первая в России. Учреждена 9 марта 1844 г.;
  • Александровская община сестер милосердия Красного Креста. Была создана вскоре после окончания Русско-турецкой войны (1877–1878) с одобрения Главного управления Российского общества Красного Креста и его покровительницы императрицы Марии Александровны;
  • Елизаветинская община сестер милосердия Российского общества Красного Креста. Основана в 1896 г. по инициативе великой княгини Елизаветы Федоровны;
  • Крестовоздвиженская община сестер милосердия – крупнейшая в России; первая в мире организация женской помощи на войне. Создана по инициативе профессора Медико-хирургической академии Н. И. Пирогова;

Здание Крестовоздвиженской общины сестер милосердия Красного Креста

  • Община Святой Евгении. Создана в 1893 г. Комитетом попечения о сестрах милосердия Красного Креста;
  • Община сестер милосердия во имя Христа Спасителя. Официальной датой основания считается 15 мая 1853 г., когда императором Николаем I был утвержден ее устав. До 1890 г. она именовалась Общиной сестер милосердия Литейной части;
  • Община сестер милосердия Российского общества Красного Креста имени генерал-адъютанта М. П. фон Кауфмана. Община и связанная с ней Школа сиделок были основаны 4 марта 1900 г. по распоряжению императрицы Марии Федоровны;
  • Община сестер милосердия Святого Георгия (Свято-Георгиевская община). Основана в 1870 г. по инициативе Марии Федоровны;
  • Покровская община сестер милосердия. Учреждена в ноябре 1858 г. великой княгиней Александрой Петровной. Начала действовать 1 ноября 1859 г.

Сестры милосердия: великая княжна Татьяна Николаевна и императрица Александра Федоровна (сидят); великая княжна Ольга Николаевна (стоит)

 

 

Использованная литература

Грекова Т. И. Медицинский Петербург / Т. И. Грекова, Ю. П. Голиков. – СПб., 2001. – 415 с.

Захаров И. С. Николай Иванович Пирогов: реформы и бессмертие.– СПб., 2007. – С. 133–143.

Коровкин В. С. Светя другим. – Минск, 2014. – 372 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *