ВИРДЖИНИЯ ХЕНДЕРСОН


Автор(ы): Г. В. Кулагина
Медучреждение: Республиканский центр медицинской реабилитации и бальнеолечения
 

…Ни одна профессия не имеет такого близкого, конкретного, повседневного отношения
к самому важному и сокровенному для человека: его жизни и смерти.
Ф. Найтингейл

Жизнь немногих людей достойна, полезна и вдохновенна. Мы уже многое знаем о жизни выдающейся английской медсестры Флоренс Найтингейл (1820–1910). С ее помощью уход за больными не просто стал делом благородным, но и признан важным: уменьшилась смертность в госпиталях, изменилось отношение к условиям содержания пациентов. Ее «Записки об уходе» и другие труды издавались по всему миру и имели ошеломляющий успех. Много времени и сил Ф. Найтингейл отдавала подготовке медицинских сестер. Ее жизнь стала примером служения людям и прообразом милосердия. Она по праву считается основательницей сестринского дела. В ее честь учреждена медаль имени Флоренс Найтингейл1.

О Вирджинии Хендерсон медсестры Беларуси знают немного, тем не менее она была одной из самых известных медицинских сестер XX в. Международный совет медсестер2 в 1958 г. обратился к ней с просьбой дать толкование термина «сестринское дело». Ей также было предложено написать книгу об основополагающих принципах ухода за пациентами.

Вирджиния Хендерсон родилась в 1887 г. в Канзасе (США) в большом семействе (была пятой из восьми детей). Вскоре семья обосновалась неподалеку от Вашингтона, где отец Вирджинии занимался юридической практикой. Свое первое медицинское образование В. Хендерсон получила в армейской школе подготовки медсестер в Норфолке, по окончании которой она получила место патронажной сестры в Нью-Йорке. При осуществлении деятельности по уходу за больными Вирджиния всем сердцем прочувствовала, как важна помощь медсестры для человека, пережившего ранение, операцию или болезнь. Она ясно понимала, что главным для пациента остается возможность продолжать свою жизнь, быть цельной личностью и частью общества. По мнению В. Хендерсон, помощником в этом может стать медсестра. Она считала, что «медсестра – это ноги безногого, глаза ослепшего, опора ребенку, источник знаний и уверенность для молодой матери, уста тех, кто слишком слаб или погружен в себя, чтобы говорить».

Хендерсон продолжила свою профессиональную деятельность в протестантской больнице Норфолка, в которой много внимания уделяла и педагогической деятельности. Основываясь на личном опыте ухода за пациентами и проведенными исследованиями, она щедро делилась приобретенным опытом с медсестрами больницы. Осознав потребность в более глубоких знаниях, Вирджиния поступила в педагогический колледж Колумбийского университета и успешно его окончила по программе бакалавриата, а затем и магистратуры в области сестринского образования. Она была одной из инициаторов включения в программу обучения медицинских сестер навыков ухода за психиатрическими больными. Начиная с 1934 и по 1948 г. Вирджиния Хендерсон занималась преподавательской деятельностью в области сестринского дела в колледже Колумбийского университета, одновременно вела клиническую сестринскую практику и проводила ее аналитику. Вплотную научно-исследовательской работой в области сестринского дела она занялась в 1950-е гг. В. Хендерсон была первой из медсестер, кто дал определение сестринскому делу, после Ф. Найтингейл. В учебнике «О принципах и практике ухода» она так охарактеризовала сестринское дело: «Оказание помощи человеку, больному или здоровому, в осуществлении тех действий, имеющих отношение к его здоровью, выздоровлению или спокойной смерти, какие он предпринял бы сам, обладая необходимыми силами, знаниями и волей. И делается это таким образом, чтобы он снова как можно быстрее обрел независимость». В теории сестринского ухода Вирджинии Хендерсон, в последствии ставшей классической, впервые были выделены основные человеческие потребности, на удовлетворение которых и должен быть нацелен уход за пациентом. Ее модель сестринской помощи основывалась на теории американского психолога Маслоу об иерархии основных человеческих потребностей и содержала 14 основных потребностей человека:

1) дыхание;

2) питание и употребление жидкости;

3) физиологические отправления;

4) двигательная активность;

5) сон и отдых;

6) способность самостоятельно одеваться и раздеваться;

7) поддержание температуры тела и возможность ее регулирования;

8) соблюдение личной гигиены;

9) обеспечение собственной безопасности;

10) общение с другими людьми, возможность выражать свои эмоции и мнения;

11) возможность соблюдать обычаи и обряды согласно вероисповеданиям;

12) возможность заниматься любимой работой;

13) отдых и развлечения;

14) получение информации.

Основу теории Хендерсон составляет понятие жизненных потребностей человека. Осознание этих потребностей и помощь в их удовлетворении она считала важными для действий медсестры, так как эти действия должны быть направлены на обеспечение здоровья пациента, выздоровления или предоставление человеку достойной смерти. Основное условие модели сестринского дела В. Хендерсон – участие самого пациента в планировании и осуществлении ухода.

В дальнейшей профессиональной деятельности Вирджинии Хендерсон была предложена теория основных принципов ухода за больными (1958), затем опубликована ее книга «Природа сестринского дела» (1964). Ее труды, в которых прослеживалась уникальная функция сестринского дела, признаны во всем мире. Во многих странах мира обучение в сестринских школах ведется по классическим трудам Хендерсон, которые переведены более чем на 20 языков мира.

На протяжении всей своей жизни Вирджиния Хендерсон была добрейшим и отзывчивым человеком, элегантной дамой, мудрым наставником. Бархатный голос и манера растягивать слова, ярко-голубые глаза, нежные локоны и красивая одежда подчеркивали ее индивидуальность и аристократизм. Мисс Хендерсон была любезной хозяйкой и обладала прекрасным чувством юмора. Иногда она организовывала или принимала активное участие в рождественских вечеринках, привлекала своих коллег и с увлечением превращала серые будни в праздник. Даже когда ее память и слух ухудшились, она не потеряла интерес к людям.

Умерла Вирджиния Хендерсон в хосписе в возрасте 98 лет. После чаепития со своими родными она тихо попрощалась с ними. Семья мисс Хендерсон попросила, чтобы вместо цветов в качестве мемориальных подарков были внесены пожертвования в Фонд Вирджинии Хендерсон в Йельской школе сестринского дела.

За огромный вклад в развитие сестринского дела девять университетов присвоили Вирджинии Хендерсон почетную докторскую степень. Национальная лига сестринского дела отметила достижения В. Хендерсон орденом Мери Аделаиды Нуттинг, первой американской медсестры, получившей звание профессора сестринского дела. В 1983 г. выдающаяся исследовательница была удостоена высшей награды Международного почетного сестринского общества «Sigma Theta Tau» – «За лидерство». В ее честь названа Международная библиотека сестринского дела. Вирджиния Хендерсон разрешила использовать свое имя – при условии, что электронная система будет содействовать улучшению работы медсестер, являясь источником информации.

В настоящее время разработано несколько моделей сестринского дела, которые отражают представление, знания, опыт, условия страны.

ВОЗ определила сестринское дело как «практику человеческих взаимоотношений», а медицинская сестра «должна уметь распознать потребности больных, возникающие в связи с болезнью, рассматривая индивидуальный подход к каждому больному».

На совещании национальных представителей Международного совета медсестер (Новая Зеландия, 1987) было единогласно принято следующее определение сестринского дела: «Сестринское дело является составной частью системы здравоохранения и включает в себя деятельность по укреплению здоровья, профилактике заболеваний, предоставлению психосоциальной помощи и ухода лицам, имеющим физические и психические заболевания, а также нетрудоспособным всех возрастных групп. Такая помощь оказывается медицинскими сестрами как в лечебных, так и в любых других учреждениях, а также на дому, везде, где в ней есть потребность».

Стремительное развитие медицинской науки и достижения лечебных технологий оказывают влияние и на современную сестринскую практику. В результате этого развития и изучения опыта предыдущих поколений во многих странах сестринское дело – это самостоятельная дисциплина в здравоохранении. И функции медицинской сестры значительно шире, чем простое выполнение указаний врача.

 

Использованная литература

  1. Сестринское дело: учебник / под ред. А. Ф. Краснова [и др.]. В 2 т. – М., 1999. – С. 44–48.
  2. Двойников С. И. Теория сестринского дела: учеб. пособие. – М., 2002. – С. 8–15.
  3. Матвейчик Т. В. Сестринское дело в ХХI веке: монография / Т. В. Матвейчик, Е. М. Тищенко, Э. В. Мезина. – Минск, 2014. – С. 67–87.
  4. Учебные материалы по сестринскому делу (проект «ЛИМОН»). – Копенгаген: ЕРБ ВОЗ, 1993.