МОДЕЛИРОВАНИЕ АЛГОРИТМОВ ОБЩЕНИЯ АКУШЕРОК С РОДИЛЬНИЦЕЙ, ПЛАНИРУЮЩЕЙ ОТКАЗ ОТ РЕБЕНКА


Автор(ы): В. А. Тавтын
Медучреждение: Республиканский научно-практический центр «Мать и дитя»
 

Биомедицинская этика (БМЭ) – симбиоз различных дисциплин, предметом которого выступает нравственное отношение общества в целом и профессионалов (медиков и биологов) к человеку, его жизни, здоровью. Отличительной особенностью БМЭ является ее интегративный характер, поскольку она ориентирована на защиту жизни всего живого, а приоритет отдается человеку.

Впервые понятие БМЭ в 1971 г. ввел американский ученый-гуманист В. Р. Поттер в работе «Биоэтика – мост в будущее», в которой подчеркнул, что биоэтика должна стать новой дисциплиной, соединяющей биологические знания и понимание системы человеческих ценностей. Согласно мнению этого ученого, биоэтика не вправе сосредоточиваться только на человеке, она должна распространить свои методы на биосферу в целом, обеспечивая регламентирование всякого вмешательства человека в любые формы проявления жизни. С целью отделения предмета БМЭ от близких к ней дисциплин, включая профессиональную медицинскую этику, в 1994 г. на международном симпозиуме в г. Эриче был принят документ. Согласно документу Эриче, на БМЭ возложено изучение следующих проблем:

этических проблем медицинской профессии;

социальных проблем, связанных с политикой в области здравоохранения, планирования семьи, проблем демографического контроля, трудовой медицины;

этических проблем, возникающих в области исследований человека, включая непосредственно не связанные с терапией;

проблем вмешательства человека в жизненные процессы других живых существ (растений, микроорганизмов, животных) и всего, что относится к поддержанию экологического равновесия в природе.

На протяжении многих веков существует четыре основные модели медицинской этики.

  1. Модель Гиппократа (ок. 460 – ок. 370 гг. до н. э.; «Клятва», «О законе» и др.), где автор сформулировал главное этическое требование – «не навреди», нравственная сущность которого – фундаментальная медицинская гарантия защиты жизни человека. Из этого посыла вытекают положения о том, что любые действия врача (медицинской сестры) должны идти на благо пациента; о сохранении врачебной тайны; об уважении человеческой жизни, что положило начало патернализму в медицине (врач обязуется следовать присяге «согласно своим силам и разумению»).
  2. Модель Парацельса (1493–1541) определяет нравственное отношение врача (медсестры) к пациенту с позиции требования «делай добро» с выделением этических принципов гуманизма, милосердия и благодеяния. Парацельс рассматривал цель врачевания как творение любви к ближнему. Любовь есть основа лекарства, сила врача в его сердце, врачевание должно руководиться Богом и поддерживаться опытностью медика. Парацельс дал начало суггестивной терапии (был первым врачом, который использовал магниты в своей работе). Многие люди утверждали, что исцелились после того, как он провел по их телам магнитами как эффективной составляющей лечения, в котором особое значение отводилось вере пациента во врача.
  3. Деонтологическая модель складывалась в конце ХVIII – начале XIX в., предполагала нравственную безупречность в поведении медика, базируясь на своде обязательных для выполнения правил в системе взаимоотношений медика с пациентом, его родственниками, коллегами и администрацией. Основой этой модели служит принцип «соблюдения долга», согласно которому нравственность и профессионализм врача (медсестры) – это готовность и способность выполнять требования, предъявляемые обществом. В настоящее время существуют моральные правила поведения для каждой специальности, особая роль медицинской деонтологии отражена в сестринском процессе. Это связано с двойственностью положения медицинской сестры, которая, с одной стороны, выполняет зависимые функции, будучи помощником врача (подчиненное положение), с другой – независимые функции, самостоятельно определяет потребности пациента и план сестринского ухода, как это трактует ВОЗ.

Полную версию статьи можно прочитать в №2 журнала «Медицинские знания» за 2021 год.