ОБУЧЕНИЕ РЕАНИМАЦИОННЫХ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР В УСЛОВИЯХ АНЕСТЕЗИОЛОГО-РЕАНИМАЦИОННОГО ОТДЕЛЕНИЯ ДЕТСКОГО ХИРУРГИЧЕСКОГО СТАЦИОНАРА


Автор(ы): Кандидат медицинских наук В. И. Волков, доцент А. Е. Кулагин
Медучреждение: Белорусская медицинская академия последипломного образования
 

В современных условиях значение медицинской сестры в анестезиолого-реанимационных отделениях (АРО) значительно возрастает. Многочисленная аппаратура, большое количество медикаментов и специфических процедур, интенсивная физическая и эмоциональная нагрузка требуют от современной реанимационной медицинской сестры значительных усилий. Каждый врач-анестезиолог-реаниматолог знает, что успех лечения тяжелого пациента во многом зависит от качественной работы медсестры, ее квалификации, знаний и способности работать в команде. Недаром в иностранных руководствах по детской интенсивной терапии, как правило, целая глава посвящена уходу за ребенком и работе медицинских реанимационных сестер.

В отечественных стационарах работа медицинской сестры во многом сводится к выполнению врачебных назначений и относительному контролю за состоянием пациента. Для успешной терапии этого бывает недостаточно. Вот почему требования к работе медицинской сестры в АРО должны пересматриваться, в том числе в официальных должностных инструкциях, на основании которых происходит исполнение должностных обязанностей.

Предлагаем примерный алгоритм приема-сдачи смены медицинской сестры, который предусматривает его проведение непосредственно возле постели пациента. Принимающая смену медсестра в отделении реанимации обязана совместно со сдающей смену коллегой провести процедуру передачи пациента. Прием-сдача пациента начинается с озвучивания его паспортных данных (фамилия, имя, возраст), веса при поступлении и на момент передачи, диагноза, суток нахождения в АРО и времени после операции, группы крови и резус-фактора. Далее докладывается информация о поведении, сознании, кожных покровах (чистые, розовые, теплые и т. д.), возможных пролежнях, ссадинах, состоянии послеоперационной раны, состоянии мест нахождения различных катетеров (сосудистых, желудочных, мочевых и др.).

Далее оптимально получить информацию об органах и о системах организма: ИВЛ или нет, режимы ИВЛ (контролируемая или ассистированная), дыхательный объем, частота дыхания (ЧД), давление на вдохе, ПДКВ, время вдоха/выдоха, процент кислорода, температура в увлажнителе, часто ли менялись режимы за последние 24 ч, что планируется на будущую смену. Частота необходимых санаций или лаважей верхних дыхательных путей и ротовой полости, диаметр и уровень стояния интубационной трубки у угла рта/носа, как пациент переносит санацию трахеобронхиального дерева (частота сердечных сокращений (ЧСС), сатурация, цвет кожных покровов), характер мокроты (слизистая, гнойная, кровянистая, густая, обильная больше справа или слева и т. д.), имеет ли место кислородозависимость.

Заступающая на смену медицинская сестра должна проконтролировать следующую информацию: уровень воды в увлажнителе, качество крепления интубационной трубки и состояние кожных покровов вокруг, рабочее состояние дозаторов лекарственных веществ, наличие мешка Амбу и лицевой маски. Важным разделом в работе медицинской сестры АРО является работа с различными катетерами (центральным и периферическим венозными, артериальным, мочевым, желудочным, дренажным).

Важно обратить внимание на следующие моменты:

  • дату постановки катетера с обязательной отметкой в карте интенсивного наблюдения;
  • качество фиксации и состояние фиксирующего пластыря и кожных покровов вокруг; помнить о возможных флебитах (припухлость, гиперемия в области стояния катетера, болезненность при введении растворов и медикаментов: старшие дети могут жаловаться сами, новорожденные и грудные начинают беспокоиться); при загрязнении – сообщить врачу и устранить недостатки;

знать скорость и состав инфузируемых растворов и медикаментов; кроме того, следует знать возможные побочные эффекты, необходимость защиты линии подачи лекарственных средств от света, примерную дозировку, какие медикаменты и растворы можно вводить в ЦВК и ПВК и т. д.

Полную версию статьи можно прочитать в №2 журнала «Медицинские знания» за 2021 год.