БЫТЬ МЕДСЕСТРОЙ НЕЛЕГКО


Автор(ы): А. Н. Поляшова, Е. Э. Шалимо.
Медучреждение: Минская областная клиническая больница
 

В последние десятилетия XX и в начале XXI в. благодаря внедрению в медицину ультразвука, современных оптических систем и оборудования, лазерных технологий и лучевых методов визуализации, цифровых технологий и интернета значительно продвинулись методы диагностики и лечения больных. Конечно, речь идет, прежде всего, о стационарном лечении. В связи с этим существенно возрастают и требования к подготовке молодых специалистов со средним медицинским образованием.

В медицинском колледже будущие медицинские сестры в основном приобретают теоретические знания. Поэтому, получив диплом, молодые сестры, как правило, бывают не готовы к практической работе в многопрофильном лечебном учреждении и сталкиваются с рядом проблем, таких как перемена места жительства (отрыв от родных), адаптация в новом коллективе, недостаточные знания практических навыков выполнения некоторых манипуляций, недостаточные знания специфики работы отделения (к при-меру, операционного блока, приемного отделения и др.), тяжелые физические нагрузки, боязнь задать какой-либо вопрос по работе более опытному специалисту. В некоторых случаях свалившиеся проблемы побуждают к переосмыслению выбора профессии.

Чтобы подготовить достойного специалиста-медика со средним уровнем образования, определенную работу необходимо проводить еще на стадии выбора профессии медсестры. Целесообразно проводить дни открытых дверей в лечебных и учебных заведениях для выпускных классов школ. Еще более насущным представляется проведение таких встреч для учащихся медицинских колледжей. Причем такие мероприятия должны быть не спорадическими, для галочки, а должны проводиться на постоянной основе, системно, по специально разработанной программе. Не случайно, скажем, в Германии, где ощущается огромный дефицит врачебных и особенно сестринских кадров, проводятся такие мероприятия для школьников, студентов университетов и колледжей: с одной стороны, чтобы завлечь молодежь, а с другой – чтобы по максимуму представить реалии жизни.

Преддипломную практику необходимо проводить в учреждениях, где будущий специалист будет иметь возможность ознакомиться с максимальным числом подразделений, чтобы, получив диплом и направление и придя на работу, он уже имел достаточное представление о том отделении, где ему придется работать. За время прохождения преддипломной практики учащиеся колледжа должны иметь возможность ознакомиться с такими подразделениями, как операционный блок, отделения реанимации и анестезиологии, и диагностическими структурами. Диагностический процесс даже в районных учреждениях сегодня находится на очень высоком уровне, а информация о современных диагностических технологиях нередко обходит будущих медицинских сестер стороной.

При трудоустройстве молодого специалиста стоит учитывать выбор отделения, где он хотел бы работать (кому-то больше нравится хирургия, кому то – терапия, а кто-то хотел бы трудиться в операционном блоке), и по возможности отдавать предпочтение его выбору. С этой целью необходимо проводить анкетирование молодых специалистов со средним специальным образованием для определения профессиональной направленности и изучения личностных качеств.

Большая роль в адаптации молодого специалиста принадлежит руководству отделения, в которое он направлен. В каждом отделении есть опытные специалисты, проработавшие в одном или нескольких отделениях по многу лет. Администрация больницы может сыграть большую роль в организации наставнической работы в подготовке молодого специалиста в отделении.

Важно закрепить за молодым специалистом наставника – как правило, опытную медицинскую сестру, которая будет обучать его всем навыкам сестринского дела, обучать молодых специалистов соблюдению этико-деонтологических принципов при общении с пациентами и коллегами. Лучше, если на каждого молодого специалиста составляется индивидуальный план наставничества. В рамках составленного плана каждого специалиста знакомят со структурой и с регламентами учреждения, административной структурой подразделений, отношениями в подчиненности, производственными и социально-бытовыми условиями подразделения, основами корпоративной культуры. Со стороны руководства отделения должен быть постоянный контроль за молодым специалистом. С целью изучения работы наставника проводится анкетирование молодого специалиста, где он может высказать свое мнение, а также выразить пожелания. Старшим коллегам в коллективе нужно проявлять дружелюбие и понимание в общении с молодежью, готовность в оказании помощи советом и делом. Все должно быть направлено на то, чтобы у молодого специалиста быстрее сформировалось сознание того, что он является нужным работником и к нему все относятся с уважением и пониманием.

К сожалению, не всегда молодой специалист может работать в том или ином отделении (особенно в отделениях анестезиологии и реанимации) по каким-либо причинам (состояние здоровья, психоэмоциональные нагрузки, конфликты в отделении и др.). В этом случае имеет смысл перевести его в другое структурное подразделение. Но вначале необходимо выяснить истоки недоразумений и конфликтов.

Как показывает практика, базовое специальное медицинское образование не может в полной мере обеспечить должный уровень узкой профессиональной квалификации. В больнице проблему подготовки современного специалиста решают путем проведения обучающих занятий в школе медицинской сестры, целью которой является подготовка медицинских сестер для работы в многопрофильном стационаре. После окончания школы медицинской сестры отделение получает грамотного специалиста, который может организовать работу смены, принять необходимое решение в критической ситуации. Также школа позволяет молодой медицинской сестре определиться со специальностью и убедиться, что выбранная профессия – ее призвание. Школа медицинской сестры в больнице является уникальной и неотъемлемой частью непрерывного последипломного профессионального образования. Это позволяет максимально приблизить теоретические знания к практическому использованию.

В настоящее время Всемирная организация здравоохранения декларирует тезис о том, что медицинское образование должно быть постоянным и непрерывным. В обеспечении этого процесса должны участвовать и ассоциации (общества) специалистов, которые проводят образовательные мероприятия: конгрессы, конференции, семинары, мастер-классы. Все эти виды мероприятий очень широко проводятся в Европе. Но наши медсестры попасть на такие мероприятия не могут из-за языкового барьера (незнание иностранного языка) и финансовых проблем. Сдвинуть эту проблему с мертвой точки можно, если организовать на национальных конгрессах, конференциях, семинарах секции для медсестер, привлекая в качестве лекторов и учителей ученых и опытных врачей. Учитывая, что в профессию приходят в основном молодые девушки, все они, как правило, проявляют незаурядный интерес и желание получать новые знания и приобретать практические навыки. Хорошо, когда их желания совпадают с возможностями учреждений обеспечить эффективную учебу молодых специалистов.

В Минской областной клинической больнице функционируют урологическое и андрологическое отделения. В настоящее время в обоих отделениях проводятся все виды хирургического лечения заболеваний верхних и нижних мочевых путей, а также половых органов у мужчин, выполняются самые современные операции при всех опухолевых заболеваниях органов мочеполовой системы. Оба отделения оснащены самой передовой техникой и аппаратурой. В основном производятся эндоскопические, малоинвазивные, малотравматичные операции, в связи с чем пациенты находятся в стационаре 3–5–7 дней.

Процесс лечения стал значительно интенсивнее и сложнее, заканчиваются операции установкой множества дренажей, по которым выделяются различные виды отделяемого, и это все должна видеть медсестра, хорошо понимать суть происходящего, грамотно обеспечить работу дренажей или вовремя обратиться к врачу. Кроме того, на медицинской сестре лежит проведение общелечебной работы: выполнение врачебных назначений, внутримышечные и внутривенные инъекции, измерение температуры, артериального давления, оценка дыхания и т. п.

Очень важным и ответственным этапом в работе медсестер урологического стационара является помощь дежурному врачу в оказании неотложной помощи экстренно поступающим пациентам с острой задержкой мочи, затяжными приступами болей (почечной коликой), анурией, кровотечениями. Видами помощи в таких случаях являются чрезкожная цистостомия, катетеризация (стентирование) почек, пункционная нефростомия. Такие виды помощи проводятся с использованием сложной эндоскопической техники, ультразвука, рентгена. Поэтому медицинская сестра должна хорошо понимать суть выполняемых процедур и операций, безукоризненно знать используемую технику, чтобы ее собрать для выполнения требуемой операции или процедуры, а затем разобрать, помыть, продезинфицировать и подготовить к стерилизации, потому что все это необходимо для выполнения операций в течение операционного дня, который начинается в 9 ч утра, а каждый день выполняется 20–25 операций. Поэтому работа медсестры на всех этапах и участках должна проводиться оперативно и безошибочно.

Если в любом отделении Минской областной клинической больницы может случится экстренная ситуация, связанная с ухудшением состояния пациента, то в этом месте оказывается врач и все сестры, которые в данный момент находятся на своих местах. Этот подход коллективизма и коллективной ответственности закрепился уже на протяжении многих десятилетий, и он прививается всем поколениям сестер, которые приходят в медицинское учреждение после учебы. В настоящее время существует полная взаимозаменяемость среди сестер.

Качество работы медицинских сестер в огромной степени зависит от общего микроклимата в коллективе, от взаимоотношений сестер между собой, также сестер и врачей. В больнице постоянно подчеркивается главный принцип: все (и врачи, и сестры, и младший персонал) делают одно дело, и только при добросовестном и высокопрофессиональном исполнении своих обязанностей каждым можно достигнуть хороших результатов.

Большое значение в воспитании чувства коллективизма имеет участие каждого члена коллектива в общественной жизни отделений и больницы. Коллектив сестер урологических отделений активно участвует в регулярных конкурсах профессионального мастерства и занимает призовые места, в спортивных соревнованиях и художественной самодеятельности. Все это сближает и помогает хорошо работать. А пути для совершенства неисчерпаемы. Хотя не всегда трудовые будни проходят в радужных красках. Все еще бывают случаи, когда некоторые пациенты ведут себя по принципу «пациент всегда прав» и ему все дозволено, потому что здесь все давали клятву безропотно служить всем, кого подвело здоровье.

Как было бы хорошо, если бы и больные, и здоровые понимали, что быть медсестрой нелегко..