КАК РАЗВИТЬ ТЕРПИМОСТЬ К РАЗДРАЖЕННОМУ ПАЦИЕНТУ


Автор(ы): Доцент В. К. Милькаманович
Медучреждение: Белорусский государственный университ
 

Огонь не гасится огнем, пожары тушатся водою.

Развитая терпимость (толерантность) медицинской сестры к раздраженному пациенту свидетельствует о ее высокой профессиональной культуре, а также о надежной защите от эмоционального выгорания.

Современные условия развития общества выдвигают жесткие требования к любым специалистам, работающим с людьми: иметь внутреннюю установку на толерантное принятие любого участника делового общения и уметь строить свое поведение на основе понимания, признания и принятия во всем разно­образии личностных и социальных различий.

Понятие «толерантность» (от лат. tolerantia – выносливость, стойкость) в последнее время стало общеупотребительным. В русский язык слово вошло сравнительно недавно, и в основном используется как полный синоним терпимости.

С философской точки зрения толерантность – терпимость к взглядам, нравам, привычкам иного рода. Этика определяет толерантность как положительное качество, которое означает устойчивое доброжелательное отношение к личности другого человека. Оно выражается в привычном подсознательном подавлении чувства неприятия, вызванного тем, что знаменует в другом человеке нечто иное: внешность, манеру речи, вкусы, образ жизни, убеждения и т. п.

Без толерантного отношения к пациенту медицинская сестра никогда не сможет полноценно принять его таким, какой он есть, адекватно представить то, что происходит в его внутреннем мире, понять его как личность. При этом в общении с раздраженным пациентом медицинская сестра сохраняет душевное равновесие и спокойствие.

Наряду с понятием «толерантность» существует понятие «интолерантность», то есть неприятие другого человека, неготовность к сосуществованию с другими людьми. Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.

Интолерантность обычно проявляется через конфликтное, агрессивное поведение. Такую медицинскую сестру все нервирует, а плохое настроение приводит к проблемам на работе и в семье. Выражение ее лица угрюмое, сумрачное. В речи или в мыслях возникают грубые выражения. Движения становятся резкими. Голос звучит громко и пронзительно.

Повышенная раздражительность пациента обычно является следствием его психологических проблем и неблагоприятных симптомов заболевания.

Среди психологических проблем пациента можно выделить:

  • недовольство собой, своей жизнью;
  • страхи, повышенную тревожность;
  • усталость, эмоциональные перегрузки, длительное подавление негативных эмоций в случае необходимости сдерживать себя;
  • затянувшиеся переживания после какого-то тяжелого события;
  • неразрешенный конфликт;
  • нездоровые ритм и образ жизни;
  • зависимость от алкоголя, сигарет, наркотиков, высококалорийной пищи и т. п.

Раздражительность как эмоциональная реакция на неблагоприятный симптом заболевания может развиваться при общих заболеваниях скрытого характера (чаще всего это проблемы с щитовидной железой, сердцем, желудком), инфекционных заболеваниях (грипп, ОРВИ и др.), сахарном диабете, некоторых психических заболеваниях (неврозы, шизофрения, деменция, болезнь Альцгеймера) и др.

Рассмотрим наиболее действенные рекомендации для толерантного общения с раздраженным пациентом.

Раздраженный пациент-колясочник высказывает
свое возмущение медицинской сестре

Полную версию статьи можно прочитать в №2 журнала «Медицинские знания» за 2021 год.