РАЗВИТИЕ МЕДИЦИНЫ И СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА В БЕЛАРУСИ

С. М. Русак

31-я городская поликлиника г. Минска

Медицинская сестра – одна из самых нужных    и популярных профессий.

Профессия медицинской сестры сложна. К избравшим ее предъявляются определенные требования: профессиональная компетенция, физическая выносливость, порядочность, постоянное совершенствование умений и знаний и др. Например, сейчас в США не хватает более 1 млн медсестер. Нужны медсестры  в Канаде, Англии, Ирландии, России, Беларуси и во многих других странах мира. Понятие «сестринское дело» сравнительно недавно вошло в профессиональный лексикон. Все больше привыкли к понятию «уход за больными» или «деятельность медсестры». Понятие «сестринское дело» в нашей стране было введено в 1988г., когда в номенклатуре образовательных специальностей возникла новая учебная дисциплина – «Основы сестринского дела». Средний медицинский персонал – это категория самостоятельных специалистов, отвечающих за пациента в пределах своей компетенции и работающих в медицинской команде. Уход – основа профессии медицинской сестры. Сестринское дело – это не сумма фактов и принципов, заимствованных из других дисциплин, а зарождающаяся новая наука.

Совершенствование в профессии невозможно без опыта предыдущих поколений. Хорошо знать прошлое нужно для лучшего понимания задач настоящего. Поэтому остановимся на истории развития медицины и возникновения профессии медицинской сестры в нашей стране.

«Медицинская деятельность – ровесница первого человека», – писал И. П. Павлов.

Древний мир

На территорию Беларуси первое проникновение людей произошло только в верхнем палеолите, примерно 40 тыс. лет тому назад. Благодаря результатам раскопок поселений и захоронений первобытного человека мы имеем знания о болезнях и их лечении в те далекие времена. Первобытный человек, который полностью находился во власти окружающей природы, постоянно страдал от холода, сырости, голода, болел и рано погибал. Из наблюдений и опыта тысячелетий рождалось рациональное врачевание, передававшееся из поколения в поколение.

В период первобытно-общинного строя появление различных орудий привело к увеличению числа травм. На некоторых наскальных рисунках видно, что охота, различные военные сражения доставляли

людям много неприятностей и, естественно, травм, ранений и т. д. Там же можно видеть и примитивные приемы первой медицинской помощи, например извлечение стрелы. Уход – основа выживания в суровых условиях.

Следующим периодом развития было получение людьми огня. Женщины были своего рода хранительницами домашнего очага, в их обязанности входили забота об общине, племени и оказание медицинской помощи. Собранные женщинами растения употребляли в пищу. Таким образом происходили накопление и передача знаний о растениях, о том, какие из них были частью рациона, а какие применялись для лечения. Опытным путем к растительным добавлялись лечебные средства животного происхождения (например, такие, как желчь, печень, мозг,  костная  мука и т. д.). Минеральные средства лечения и профилактики также были открыты первобытным человеком. Среди этих средств лечения и профилактики можно выделить весьма ценные продукты природы – каменную соль и другие минералы. В рукописных травниках и лечебниках описаны приемы и способы народной медицины. Знахари вместе со средствами растительного, животного и минерального происхождения для изгнания злых духов широко применяли заговоры.

По мере развития общество приходило к таким явлениям, как фетишизм (непосредственное олицетворение и возвеличивание явлений природы), а позже анимизм (одухотворение всей природы, заселение ее многообразными духами и сверхъестественными существами, будто бы действующими в ней). Эти представления во многом легли в основу религии. Появились шаманы, которые и были «специалистами» по изгнанию или задабриванию духов. Границы белорусского этноса в полтора раза превышали территорию современной Беларуси.

Эмпирически найденные приемы лечения и защиты от болезней закреплялись в обычаях первобытного человека и постепенно составили народную медицину и гигиену. Среди этих лечебных и предупредительных мер были использование лекарственных растений, природных факторов (воды, воздуха, солнца), некоторые хирургические приемы (извлечение инородных тел, кровопускание) и др. В древности господствовали такие болезни, как артрит, рахит, кариес, пародонтоз, многочисленные травмы. Была необходимость в первой медицинской помощи и уходе за больными и детьми. Отдельные бытовые инструменты с некоторой вероятностью исследователи относят к медицинским. Ножеподобные кремниевые пластинки, костяные иголки, бронзовые пинцеты могли использоваться для вскрытия гнойников, удаления инородных предметов, для кровопускания.

Приблизительно первые пять веков н. э. уход заключался главным образом в выполнении гигиенических мероприятий и создании комфортных условий для нуждающихся, бездомных и больных. Обеспечивали его в основном ранние христиане как в одиночку, так и в рамках христианской церкви. В Древнем Риме на протяжении долгого времени лечением больных мог заниматься каждый желающий. Но, как правило, это занятие, «презренное» с точки зрения патрициев, было уделом рабов греческого или еврейского происхождения.

История развития медицины уходит своими корнями вглубь веков. Медицина Древней Греции стала наукой в современном понимании и, безусловно, была связана с медициной древних культур Востока: египетской, вавилонской, индийской. Она нашла отражение в культах обожествленного врача Асклепия и его дочерей: Гигиеи – охранительницы здоровья (отсюда гигиена) и Панакии – покровительницы лечебного дела (отсюда панацея).

При рабовладельческом строе сложились два направления врачевания: народная и храмовая медицина. В это время (на ранних этапах) врачебное дело выделилось в качестве самостоятельной профессии. Повсеместное развитие получила так называемая храмовая медицина: врачебные функции осуществляли жрецы (например, в Египте, Ассирии, Индии).

Медицина Беларуси в составе Киевской Руси

Язычество предшествовало Христианской Руси. Не зная причин многочисленных заболеваний, их объясняли возникновение внедрением в организм злых духов. Люди, чтобы защититься от злых духов, применяли различные амулеты. Для белорусов, например, было характерно поклонение валунам. Считалось, что валун «Богиня Мара» вылечивал от разных женских заболеваний.

Основное место в древнерусской медицине занимали «зелия» растительного происхождения. Были, конечно, на Руси врачеватели и по различным болезням: костоправы, лечившие вывихи и переломы втиранием мазей, а также повивальные бабки, «бабы вдовицы», зубоволоки и др.

С приходом христианства в Беларусь люди стали обращаться с молитвами к святым-врачевателям – Пантелеймону, Козьме и Демьяну, Параскеве-Пятнице. Языческое для христианства стало синонимом дьявольского, варварского.

В X в. на Руси появились придворные врачи при киевских князьях. В основном это были монахи КиевоПечерского монастыря. При монастырях создавались больничные палаты. Место, где боль кладет  человека

«ниц», стали называть больницами. Больничные здания, как правило, размещались за монастырскими стенами,

к ним примыкали прачечные, бани, огороды, кладбища. Богатые люди обязаны были заботиться о безбедном существовании больниц. Неимущие за дни, проведенные на лечении в больнице, отрабатывали на пашне, промыслах, в извозе.

Наряду с церковно-монастырской существовала светская медицина. У лекарей большой популярностью пользовалось «резание», раны зашивались суровыми конопляными нитками, «струнами» из кишок и брюшины молодых животных. Во время операций больным давали болеутоляющие средства (красавку, опий). Перевязочным материалом служила баранья шерсть. Лекарь умел делать кровопускание, ампутировать конечности, вправлять грыжи, удалять опухоли. Внутренние болезни лечили диетой, лекарствами растительного (некоторые из них применяются в наше время) и животного происхождения, водой, внушениями и другими методами.

Средние века

Эпоха Средневековья создала предпосылки для появления госпиталей, предназначавшихся не столько для больных, сколько для странников, пилигримов, нищих. В XI–XIII вв. во многих городах Западной Европы создаются общины женщин и духовные попечительства для больных, госпитальные братья и сестры посвящали свою жизнь уходу нуждавшимся в нем.

В XIV в. усилия медиков на территории Беларуси были направлены на противоэпидемические мероприятия: изоляцию больных, организацию застав, санитарного надзора, установку кордонов, использование дезинфицирующих средств (например, камфоры), открытие бань и др. – в связи с прокатившейся пандемией чумы.

В средневековой Беларуси медицинской практикой занимались лица различной квалификации, местные и иностранцы. В этот период на территории Беларуси так же, как и в европейских странах, хирургическую помощь населению оказывали цирюльники, «бальвежи» (бальверы), брадобреи, «портачи» и  «приходни»  (недоучившиеся цирюльники).

Слово «цирюльник», по мнению некоторых исследователей, происходит  от искаженного греческого

«хейрургас» или «рукодельник». В это время практически не было разницы между брадобреями и хирургами, все они занимались лечением и назывались цирюльниками.

В 1495 г. в Бресте был организован шпиталь еврейской общины. Первое упоминание о шпитале как специальном учреждении для опеки престарелых и бездомных жителей Минска относится к 1513 г. Позже, к концу XVIII в., открылось еще несколько подобных  учреждений.

В 1550 г. появились аптекари и первые аптечные учреждения. В уставах мясников, солодовников, хлебников были прописаны гигиенические требования.

Основную медицинскую помощь в те времена оказывали цирюльники. В источниках XVI–XVIII вв. упоминается более чем о 150 цирюльниках из Беларуси. Они ставили банки, делали массаж, кровопускание, удаляли опухоли, совершали другие хирургические манипуляции. Оказывали помощь на дому у больных, у себя дома, а иной раз на улице или на рынке. В 1635 г. в Минске был основан цех цирюльников (хирургов-эмпириков), просуществовавший до XIX в.

В ХIV–ХVIII вв. в Бресте работали 28–32 цирюльника, в Слониме и Слуцке – 5–7. В ряде городов (Вильня – 1552 г., Брест – 1629 г., Минск – 1635 г., Полоцк – 1642 г., Гродно – 1649 г.) они объединялись в цеха, как и другие ремесленники, получали подтвердительные грамоты об открытии своих цехов. Уставы цирюльников белорусских городов составлялись по аналогии с уставами ранее возникших цехов цирюльников Кракова, Гданьска, Варшавы и утверждались королем. В привилее, выданном Владиславом IV 14 августа 1642 г «полотским цирюльникам на право составления ими цеха», говорилось, что «на таковую просьбу цирюльников города Полотска милостиво снизошли и жалуем им и утверждаем цеховое право и артикулы такие же, какие имеют цирюльники столичного города нашего Вильни».

Медицина Беларуси в составе Великого княжества Литовского и Речи Посполитой Западнорусские  земли (ВКЛ и в дальнейшем Речь

Посполитая), избежавшие татарского нашествия, получили возможность более быстрого развития экономики, культуры и медицины, чем Московская Русь. Соответственно, такое положение отразилось на развитии медицины и хирургии в частности.

Население, проживавшее на территории Беларуси, лечили в католических соборах врачи-канонники (доктора), в монастырях – монахи-лекари и аптекари. Хирургическую помощь оказывали цирюльники, брадобреи, «портачи» и «приходни», «лазебники» (банщики).

Медицина Беларуси

в составе Российской империи

В XVI–XVIII вв. на территории Беларуси велись многочисленные кровавые войны, господствовали эпидемии разных болезней. Иногда от эпидемий умирало до 97% жителей городов и деревень. Для борьбы с эпидемиями устанавливались карантины, запрещались погребальные процессии, власти занимались санитарным благоустройством  городов. В это время появились деревянные мостовые, первые водопроводы.

Отсутствие системы организации женского труда в госпиталях и заинтересованности в нем администрации привело к тому, что в большинстве госпиталей участие женщин в уходе со временем либо прекратилось, либо  носило  временный  характер.  В результате больные и раненые, особенно в военное время, находились практически на полном «самообеспечении». Например, в 1808 г. в Гродненском госпитале на одного медика приходилось 500 больных при полном отсутствии обслуживающего медицинского персонала. Церковь взяла на себя заботу о немощных и больных. Эта обязанность лежала на дьяконах и дьякониссах. Появлялись даже рыцарские ордены, посвящавшие себя целиком уходу за больными.

В это время в Беларуси получило развитие аптечное дело. Первое упоминание – об открытии аптеки в Слониме (1630). В конце XVIII в. в Беларуси существовало около 40 аптек. Белорусские аптеки были хорошо оборудованы и ничем не уступали западноевропейским. Аптечные приборы, утварь изготавливались на местных стекольных мануфактурах. В 1659 г. в Минске было 2 аптеки, к концу XVIII в. – 4.

Традиция женского медицинского служения возобновилась в XVII в. во Франции. Священник Винсент де Поль организовал первую общину и школу сестер милосердия, в которой будущие сестры получали теоретическую подготовку. Его опыт был распространен во многих странах Европы. Так был создан Институт сестер милосердия – первая попытка организации  обучения сестричеству.

Организацией медицинской помощи населению  в Беларуси с 1793 г. до конца XIX в. руководил Приказ общественного призрения. Кроме того, больницы открывали благотворительные организации, частные лица, церкви. В сестры милосердия принимали вдов и девиц от 20 до 40 лет. В течение года испытуемые проходили курс обучения и на деле проверяли свои душевные и физические качества, необходимые для этой трудной работы. Обучение медсестер проводили врачи, состоявшие в общине на службе. Медсестрам преподавали правила ухода за больными, способы перевязки ран, фармацию и рецептуру. Обученные медсестры исполняли обязанности, которые в других местах поручали фельдшерам и фельдшерицам. Они принимали больных, посещали общину,  дежурили  в больнице общины и частных домах.

В 1797 г. в Минске была создана губернская врачебная управа в составе инспектора, хирурга и акушерки. В 1799 г. открылась больница на 25 коек, с 1835 г. на ее территории начало работать психиатрическое отделение «Дом скорбящих» на 20 коек (известное с 1904 г. как Минская губернская больница).

В январе 1865 г. было открыто первое в Беларуси среднее медицинское учебное заведение – Могилевская повивальная школа. Инициатор ее создания Н. М. Мандельштам – один из виднейших деятелей медицины Могилевской губернии того времени. 6 мая 1874 г. она была реорганизована в Центральную повивальную школу для Могилевской, Минской и Витебской губерний. В октябре 1876 г. была открыта повивальная школа на 20 человек в Гродно.

Первая на территории Беларуси лечебница для приходящих больных в Витебске была организована в 1870 г. Кроме того, на территории Беларуси существовали школы при больницах Приказа общественного призрения: специальная школа сестер милосердия в Минске (1890–1902) и фельдшерская школа    в Витебске (1872–1875).

Вторая половина XIX в. характеризуется интенсивным открытием учебных заведений для подготовки средних медицинских кадров в Беларуси. Развитие медицинских школ сопровождалось рядом преобразований. В 1869 г. в паевое содержание Могилевской повивальной школы вступила Витебская губерния, поэтому школа официально приобрела межгубернское значение.

Сестринское дело, таким образом, зародилось внутри традиционной модели ухода за людьми.

Развитие сестринского дела в XIX–XX вв.

Становление светского сестринского дела проходило самобытным путем, без заметного влияния европейской медицины. В то время уставы медицинских школ отличались большим разнообразием относительно сроков обучения и программ. Только в 1872 г. правительством был учрежден типовой устав фельдшерско-акушерских  школ.

В конце XIX – начале XX в. знахарям было разрешено поступать в фельдшерские школы, что давало им звание фельдшера с правом ограниченной медицинской практики, а в некоторых случаях и с правом заведования больницами. Знахарка могла окончить акушерскую школу и получить аттестат акушерки. Таким образом, среди профессиональных врачевателей была великая доля людей – носителей этнической культуры, высоко ценивших народный медицинский опыт. В результате знахари и повитухи приобретали новый статус официальных медицинских работников, в их деятельности проявлялось и закреплялось общественное доверие, с одной стороны, к народной медицинской практике, с другой – к казенной медицине: такие фельдшеры и акушерки (чьи «послужные списки» были хорошо известны местному населению) переносили культурную традицию в новые медицинские учреждения и тем самым встраивали их в новый культурный ландшафт.

Медицинскую  помощь  сельскому  населению на территории Беларуси оказывала земская служба. Врачи, фельдшеры, бабки-повитухи самоотверженно исполняли свои профессиональные обязанности. Среди них С. Нарбут, А. Никольский,  Я. Клумов,  М. Харитоновский.

К 1878 г. на территории Беларуси было 390 больниц, 4 дома для психически больных, одно родильное отделение. Внебольничная помощь населению оказывалась в крайне ограниченных размерах: первая амбулатория была открыта в 1879 г. и просуществовала всего 2 года; общедоступная городская амбулатория была организована в 1899 г.

В конце XIX – начале ХХ в. в Минске создавались санитарные попечительства, отделение общества борьбы с заразными болезнями (1897), учрежден санитарный комитет по венерическим болезням и введена должность городского санитарного врача (1891). Были открыты частные медицинские учреждения (10 лечебниц на 74 койки, 3 стоматологические на 6 коек, 3 родильных приюта на 36 коек (первый – в 1891 г.), также глазная лечебница и др.

Работали школы медсестер (1890–1902), массажа и врачебной гимнастики (1898–1900), повивальных бабок  (1904–1910),  частные  зубоврачебная (1907)

и  фельдшерско-акушерская (1910–1916).

Международный совет медицинских сестер был создан в 1899 г.

Во время революции 1905–1907 гг. на территории Беларуси возникли первые общества взаимного вспомоществования фельдшеров, фельдшериц, акушерок. Медицинские школы открывались некоторыми общественными организациями. Так, в Минске с декабря 1902 г. при Общине сестер милосердия Красного Креста были открыты одногодичные курсы подготовки сестер милосердия, в 1904–1910 гг. работала десятимесячная школа повивальных бабок при родильном приюте Минского  отделения Российского общества защиты женщин.

Немалую роль в подготовке средних медицинских кадров играли частные медицинские школы. В 1907 и 1908 гг. в Минске были открыты две первые в Беларуси зубоврачебные школы. В 1909 г. они слились в одну школу, обучение в которой длилось 2,5 года.

В то время уставы медицинских школ отличались большим разнообразием относительно сроков обучения и программ. Только в 1872 г. правительством был учрежден типовой устав фельдшерско-акушерских школ.

На курсах медицинских сестер изучали латинский язык, физиологию, хирургию и десмургию, гигиену, анатомию, внутренние болезни, уход и помощь, фармакологию и рецептуру. Ежедневно теоретические занятия длились 2 ч, в остальное время учениц обучали уходу за больными в больницах и на дому.

В частной школе, чтобы получить звание акушерки  второго  разряда,  необходимо  было  учиться 1 год, акушерки первого разряда – 2 года, фельдшера – 3 года. Школа придерживалась утвержденной программы для фельдшерских школ.

Таким образом, в Беларуси в конце XIX – начале XX в. имелось несколько видов учебных заведений, в которых готовились средние медицинские кадры.

Всероссийское общество сестер милосердия было утверждено в 1917 г.

Широкая подготовка сестер милосердия началась после Октябрьской революции. К сожалению, одним из первых мероприятий по усовершенствованию подготовки кадров медицинских сестер были не только ликвидация общин сестер милосердия, но и отмена наименования такой профессии. Теперь сестры милосердия стали называться медицинскими сестрами. В первые годы после окончания Гражданской войны разрушенная сеть медицинских учреждений восстанавливалась очень медленно, поэтому проблема медицинских кадров в то время была одной из важнейших и самых острых в здравоохранении.

Первые медицинские школы появились в 1920 г. Были разработаны программы по подготовке акушерок, медсестер и санитаров. В 1927 г. под руководством Н. А. Семашко издано Положение о медсестрах, в котором определены обязанности медицинских сестер по уходу за больными. В 1934–1938 гг. подготовлено 9 тыс. медсестер, насчитывалось 967 медицинских и санитарных школ. В это время появляются новые требования к подготовке медсестер: «…Для сознательного отношения к назначениям врача она должна быть медицински грамотна». Но на их деятельности это не сказалось. Сознательное отношение к назначениям врача остается невостребованным (всю ответственность несет врач).

Система среднего медицинского образования в 1920–1940-х гг. неоднократно изменялась. В октябре 1922 г. Главным управлением по профессиональному образованию была проведена I Всероссийская конференция по среднему медицинскому образованию, которая определила систему подготовки средних медицинских кадров и типы средних медицинских учебных заведений в Беларуси. В соответствии с решениями конференции был сделан акцент на переподготовку фельдшеров, подготовку акушерок, сестер-воспитательниц, сестер по уходу, что в республике осуществлялось по типу школьного и курсового обучения. Такие курсы, в частности, были организованы в Витебске, Гомеле, Минске, Могилеве. В дельнейшем уже на основании решений второй подобной конференции (1926) средние медицинские учебные заведения реорганизовывались в медицинские техникумы с едиными сроками подготовки (акушерская – 3 года, сестринская – 2,5). В сентябре 1926 г. Совнарком Белоруссии принял постановление «Об утверждении положения о профессиональной работе медицинского персонала и о борьбе с незаконным лечением», определившее перечень медицинских специальностей (врач, зубной врач, фельдшер, акушерка, фармацевт, медицинская сестра).

В 1930-е гг. острая потребность в кадрах обусловила устремление за количественными показателями, которые не всегда были качественно обоснованы. Так внедрялась подготовка среднего медицинского персонала по ускоренной программе.

В 1930 г. в пяти городах республики были организованы одногодичные курсы переподготовки 300 санитарок в медицинские сестры. Тогда же действовали трехмесячные курсы дезинфекторов, шестимесячные – сестер яслей, семимесячные – инструкторов по охране здоровья детей, годичные – помощников санитарных врачей. Подготовку медсестер в школе (вплоть до передачи ее 1935 г. в ведение Наркомздрава) и на годичных курсах (в 1933 г. – в 14 городах) проводило Белорусское общество Красного Креста.

На основании постановления СНК Белоруссии от 10 января 1932 г. «О состоянии здравоохранения и подготовки медицинских кадров» при медицинских техникумах организовывались вечерние отделения, при стационарах развертывались курсы для обучения младшего и среднего медицинского персонала. В дальнейшем (1936) медтехникумы преобразовывались в школы, в них установились единая система и сроки обучения (фельдшеров и зубных врачей – 3 года, акушерок и медсестер – 2, лаборантов и зубных техников – 1 год), их число увеличивалось. Однако, несмотря на то что в республике в 1940 г. действовало 35 медицинских школ (23 – медицинские, 4 –

фельдшерско-акушерские, 2 – фельдшерские, 3 – фармацевтические, 2 – медлаборантов, 1 – зубоврачебная), показатель обеспеченности населения средним медперсоналом оставался низким (17,3 на 10 тыс.).

Должность старшей медсестры больницы была введена в 1936 г.

После воссоединения Западной Беларуси в 1939 г. были открыты медицинские школы в Гродно, Слониме, Барановичах, Пинске. К началу Великой Отечественной войны в  Беларуси  насчитывалось 15 293 средних медицинских работника.

Великая Отечественная война

Героизм и самоотверженность проявили медицинские работники во время Великой Отечественной войны: 72,3% раненых и 90% больных, возвращенных в строй, – таков итог их труда. В действующей армии находились 500 тыс. средних медицинских работников.

На оккупированной территории проводилась подготовка среднего медицинского персонала. Так, в 1942–1943 гг. действовала только одна Барановичская медицинская школа, готовившая медсестер, фельдшеров, аптекарей. По данным оккупационной прессы, эта школа выпустила около 70 слушателей. В Минске при первой больнице начала работать вторая медицинская школа для подготовки медсестер, фельдшеров, акушерок, аптекарских работников, дантистов.

В марте 1942 г. в 277-м партизанском отряде Кличевского района военфельдшер И. Е. Жителев организовал первый медицинский пункт. Командование и начальники санитарных частей партизанских формирований также принимали меры по организации подготовки среднего и младшего медицинского персонала. С этой целью в бригадах, реже в отрядах, организовывали краткосрочные курсы медсестер, санинструкторов, санитаров. На момент соединения с армией (1944) партизанские формирования республики имели в своем составе 2133 средних медицинских работника.

Во время войны здравоохранению Беларуси был нанесен огромный ущерб. Сеть лечебных учреждений была разрушена на 80%, практически все медицинские школы уничтожены вместе с оборудованием. С началом освобождения Беларуси от немецких захватчиков восстанавливались и медицинские учреждения. В марте 1944 г. начали функционировать медицинские школы в  Могилеве, Мозыре, Гомеле. К декабрю 1944 г. в Беларуси было восстановлено

22 средних медицинских учреждения.

За 1946–1950 гг. было подготовлено 11 788 средних медицинских работников (88,8% плана). Выпуск 1950 г. составил 51,6% уровня 1940 г. Вместе с тем медицинские школы реорганизовались в училища (1953), при них открывались заочные и вечерние отделения (1955).

В дальнейшем изменилось число медицинских училищ: первоначально сократилось (1955 г. – 21, 1960 г. – 14), затем возросло (1965 г. – 23) и стабилизировалось (1973 г.  – 18). Кроме того, в конкретные годы существовал прием на заочную форму обучения (до 1965), а также вечерние отделения (1955–1968; со второй половины 1970-х до 1991).

Наши дни

В настоящее время в республике имеется 17 медицинских колледжей, 1 колледж повышения квалификации средних медицинских и фармацевтических работников и 10 филиалов повышения квалификации в медицинских колледжах. Подготовка среднего медперсонала ведется по специальностям «Фельдшерско-акушерское  дело»,  «Санитария, гигиена»,

«Лабораторная диагностика», «Техника массажа (для слабовидящих и слепых)», «Зубоврачебное дело», «Зуботехническое дело», «Сестринское дело, помощники врача». В лечебно-профилактических учреждениях медсестры могут работать палатными, процедурными, перевязочными, операционными медицинскими сестрами и т. д. В Республике Беларусь первичную медицинскую помощь оказывают более 110 тыс. человек, при этом доля работников со средним специальным образованием в организациях здравоохранения составляет около 67,2%.

В соответствии с общесоюзными, далее отечественными и российскими тенденциями во второй половине ХХ в. в Беларуси было начато реформирование подготовки и деятельности средних медицинских работников, обусловленное зарождением высшего сестринского образования. Особые требования к образованию, осуществляемому в настоящее время под девизом ЮНЕСКО «Всем профессиям – высшее образование».

Становление сестринского дела за рубежом связано с именем основоположницы современного сестринского дела Флоренс Найтингейл (1820–1910) – английской сестры милосердия, которая сумела совершить переворот в массовом сознании людей и доказать исключительную важность роли медицинской сестры в здравоохранении. Главное ее наследие – организация обучения среднего и младшего медицинского персонала, а также реорганизация преподавательского состава. Флоренс считала, что обучать сестер милосердия должны квалифицированные медицинские сестры: «Болезнь – дело серьезное, и потому легкомысленное отношение к ней непростительно. Нужно любить дело ухаживания за больными, иначе лучше избрать другой род деятельности».

Главной задачей сестры, по мнению Флоренс Найтингейл, является создание для больного таких условий, при которых лечить могла бы сама природа: пациенту необходимы чистый свежий воздух, правильное питание, покой и тишина. Она считала сестринское дело искусством, требующим должной

«организации, практической и научной подготовки». Метод ухода прост: соблюдение строжайшей чисто-

ты в палатах, регулярное проветривание помещений, режим питания, полный карантин для заразных и внимательное отношение ко всем жалобам больных.

Флоренс  Найтингейл написала книги «Заметки  о факторах, влияющих на здоровье, эффективность

и управление госпиталями британской армии», «Как нужно ухаживать за больными». Ей удалось собрать по подписке большую сумму денег, на которые в 1860 г. была организована первая в мире школа сестер милосердия при больнице Святого Фомы в Лондоне. Вскоре выпускницы этой школы начали создавать аналогичные учреждения при других больницах и даже в других странах.

В Лондоне есть  музей  Флоренс  Найтингейл.  Он находится в больнице Святого Фомы, где она основала сестринскую школу. Небольшой музей состоит из трех павильонов, посвященных детству Флоренс, Крымской войне и реформе здравоохранения. Среди экспонатов – медсестринская униформа, ее портреты, письма из Скутари, личная фронтовая аптечка и турецкий фонарь, из-за которого появилось прозвище Леди с лампой.

На 64-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения (Варшава, 2011) рассматривались вопросы по укреплению  сестринского  и акушерского  дела. В ходе  сессии отмечено, что «медицинские сестры и акушерки составляют большую часть трудовых ресурсов в системе здравоохранения многих стран», и признано, что «оказание основанных на знаниях квалифицированных услуг по охране здоровья позволяет довести до максимума физическое, психологическое, эмоциональное и социальное благополучие отдельных людей, семей и общества».

Отметим основные даты становления сестринского дела в ХХ – начале ХХI в.:

  • 1966 г. – решение экспертов ВОЗ о развитии профессионального мышления сестры, необходимого для принятия самостоятельных решений;
  • 1977 г. – принятие Международной организацией труда (МОТ) конвенции «О сестринском персонале» (необходимость высшего сестринского образования);
  • 1979 г. – ратификация СССР конвенции МОТ;
  • 1999 г. – начало подготовки сестер с высшим образованием в Гродненском государственном медицинском институте;
  • 2001 г. – создание на кафедре общественного здоровья и здравоохранения Белорусской медицинской академии последипломного образования курса

«Организация сестринского  дела».  Курс  открыт на кафедре общественного здоровья и здравоохранения приказом ректора БелМАПО по инициативе заведующего кафедрой, декана факультета, профессора,  доктора  медицинских  наук   Э.  А.  Вальчука

6 марта 2001 г. для подготовки организаторов сестринского дела – главных и старших медицинских сестер (как резерва кадров) на курсах повышения квалификации.

Первая международная конференция по реформе сестринского дела на постсоветском пространстве  в 1993 г. проходила в России.

Этический кодекс профессиональной этики медицинских сестер Республики Беларусь утвержден  в 2001 г.

Медицинским сестрам необходимо систематически повышать свою квалификацию на курсах усовершенствования и специализации. В медицинских училищах организуются отделения повышения квалификации, в лечебно-профилактических учреждениях проводятся конференции,  читаются  лекции  по различным разделам медицины. Организуются курсы специализации по хирургической технике, электрокардиографии, массажу, лечебно-физической культуре и методике проведения физиотерапевтических процедур. В лечебно-профилактических учреждениях создаются советы сестер, в плане работы которых предусматривается также раздел повышения квалификации (конференции, обобщение передового опыта и т. д.).

В целях повышения квалификации медицинских сестер, освещения наиболее злободневных проблем медицины издаются специальные журналы: «Медицинские знания», «Мир медицины» (учредитель – Ассоциация медицинских сестер г. Минска), «Сестринское дело» и др.

Актуальными в Республике Беларусь остаются проблемы сестринского образования на университетском уровне.

Сегодня возрастает потребность в кадрах, умеющих работать на медицинской аппаратуре нового поколения, обеспечивающих мониторинг состояния пациента, владеющих сестринским процессом, основами психологии, обеспечивающих всесторонний комплексный уход и реабилитацию пациента, для чего имеется необходимость в обеспечении развития и совершенствования деятельности сестринского персонала по таким направлениям, как:

  • первичная медицинская помощь с акцентом на  профилактическую работу;
  • лечебно-диагностическая помощь, в том числе обеспечение интенсивного стационарного лечения и сестринского ухода;
  • медицинская реабилитация и медико-социальная помощь пациентам с хроническими заболеваниями, старикам и физически ослабленным лицам;
  • паллиативная помощь инкурабельным больным и обеспечение достойного качества жизни в условиях хосписа.

Несомненно, целесообразно выделить сестринскую профессию в сферу самостоятельной деятельности в области здравоохранения с четкой системой управления, должным правовым обеспечением данной категории специалистов, выделением роли среднего медицинского персонала в реформе здравоохранения республики.

Несмотря на огромный кадровый потенциал, медсестра не может ничего изменить самостоятельно из-за отсутствия правовой основы ее деятельности. Сестринская профессия во всем мире является самостоятельной, в Беларуси – нет. «Сестринский процесс» – сегодня неизвестный термин для врачей,  организаторов  здравоохранения. Сестринская деятельность основывается на назначениях врача, который играет доминирующую роль. Он решает, какую миссию должна выполнять медсестра в лечебно-диагностическом процессе, контролирует ее. Объем, качество работы медицинской сестры зависят только от врача. Медсестра не планирует свою деятельность, она обслуживает лечебно-диагностический процесс, а, следовательно, является вспомогательным персоналом. Нет индивидуального подхода к пациенту, медсестра может одновременно обслуживать 20–30 пациентов, много сестринской работы выполняет врач. Сестринская деятельность должна обеспечивать индивидуальный подход к пациенту, основой которого является сестринский процесс, базирующийся на схоластическом подходе к пациенту. Холизм подразумевает многогранность личности, имеющей физические, социальные, духовные и иные потребности. Задача медсестры заключается в помощи пациенту удовлетворить все его потребности.

Общество во все времена высоко ценило здоровье. Людям, которые могут облегчить страдания или исцелить, всегда отводилась важная роль, особенно во время войн и эпидемий.

В ближайшем будущем сестринское дело должно стать ключевым провайдером ухода, так как потребности пациентов и клиентов становятся все более утонченными и сложными, для их удовлетворения потребуются медицинские сестры с соответствующей подготовкой.

Использованная  литература

  1. Александров Д. Н. Борьба за Полоцк между Литвой и Русью в XII–XVI веках / Д. Н. Александров, Д. М. Володихин; В. Л. Янин (отв. ред.). – М., – 133 с.
  2. Горский А. А. Русь: от славянского Расселения до Московского царства / А. А. Горский. – М., 2004. – 390 c.
  3. Краснов А. Ф. Сестринское дело. В 2 т. – М., 2000. – Т. – 368 с.
  4. Крючок Г. Р. Очерки истории медицины Белоруссии / Г. Р. Крючок. – Минск, – 264 с.
  5. Матвейчик Т. В. Сестринское дело в XXI веке: монография / Т. В. Матвейчик, Е. М. Тищенко, Э. В. Мезина. – Минск, 2014 – 303 с.
  6. Островская И. В. Основы сестринского дела: учебник / Островская И. В., Широкова Н. В. – М., 2008. – 320 с.
  7. Павлов И. П. Полное собрание сочинений. – М., 1951. – Т. , кн. 1. – с. 246.
  8. Поболь Л. Д. Славянские древности Белоруссии. В 3 т. / Л. Д. Поболь. – Минск, – Т. 1. – 232 с.
  9. Татур Г. Х. Очерк археологических памятников на пространстве Минской губернии и ее археологическое значение. – Минск, – 276 с.
  10. Энциклопедический справочник медицинской сестры / под общ. Ред. проф. В. И. Бородулина. – М., 1998. – 624 с.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *