ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЛЕКЦИИ-ВИЗУАЛИЗАЦИИ НА ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В МЕДИЦИНСКОМ КОЛЛЕДЖЕ


Автор(ы): Г. И. Полеонок
Медучреждение: Молодечненский государственный медицинский колледж
 

Страшная опасность – это безделье за партой;
безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы.
Это развращает, морально калечит человека – и ни что не может возместить того,
что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, – в сфере мысли.
В. А. Сухомлинский

Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из обширных проблем всей педагогики, над которой трудятся преподаватели.

Педагогика предлагает следующие приемы управления познавательной деятельностью учащихся на этапе восприятия изучаемого материала:

  • прием новизны – включение в содержание учебного материала интересных сведений, исторических фактов, статистических данных;
  • прием семантизации – в основе лежит возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения микробиологической и медицинской терминологии;
  • прием динамичности – создание установки на изучение процессов и явлений в динамике и развитии;
  • прием значимости – создание установки на необходимость изучения материала в связи с его практической ценностью, междисциплинарной значи­мостью.

Подготовка лекции-визуализации отличается от традиционной формы организации теоретического занятия тем, что требуется разработать опорный конспект для учащегося и подготовить визуальный ряд (рисунки, фото, схемы, таблицы и т. п.), наглядный материал и средства технического сопровождения. Главной особенностью лекции-визуализации является одновременная активизация у учащихся трех видов памяти: слуховой, зрительной и двигательной, – позволяющих наиболее эффективно усваивать материал. Чтение такой лекции сводится к тому, что преподаватель комментирует подготовленные наглядные материалы.

Ожидания от использования
лекции-визуализации

Специфика преподавания дисциплины заключается в большом количестве специальных медико-биологических терминов и понятий. Многие термины требуют семантизации. На это уходит время, и в итоге на теоретическом занятии не успевают пройти запланированный материал. И еще один фактор, который подтолкнул к работе в этом направлении, – это обучение иностранных учащихся. Чтобы как-то решить проблему между большим объемом теоретического материала и малым количеством времени на его освоение, внимание было направлено на использование готового лекционного материала на теоретическом занятии.

Какой опыт был получен в реальности

Опыт состоял из двух этапов.

На первом этапе предварительно перед началом изучения дисциплины было дано задание учащимся –
распечатать готовый лекционный материал и принести его на занятие. Первоначальный смысл заключался в том, чтобы учащиеся слушали и следили за лекцией по готовому материалу. Предполагалось, что такой прием освободит преподавателя от диктовки материала и даст больше возможностей для объяснения. Но, увы, реальность не оправдала ожиданий. Данный опыт был, скорее, негативным. При этом эмпирически было установлено, что далеко не все учащиеся могут заставить себя активно работать, делать пометки в своем экземпляре изучаемой лекции. Многие просто присутствовали на занятии, а не работали вместе с преподавателем. Возникла потребность в мотивации активной работы учащихся на теоретическом занятии.

Правило Что достигается
Установить для учащихся требование во время теоретического занятия выполнять пометки, подчеркивать, выделять маркером наиболее важные понятия в своем экземпляре лекции Активизируется моторная память

 

Проводить коллективное чтение фрагментов лекции (такие моменты, как перечисление признаков, понятий, свойств); определение понятия осуществляет учащийся, которого просит преподаватель (именно просит, а не сами учащиеся читают по порядку или по списку) Поддерживается внимание учащихся, активизируется слуховая память

 

После прочтения перечислений, определений и подобного дать комментарий, продолжить подачу информации; наиболее важные моменты попросить еще раз повторить кого-нибудь из слушателей, подвести итоги Стимулируется внимание учащегося, активизируется слуховая память

 

Объекты изучения визуализировать с помощью мультимедийной презентации (например, чтобы обеспечить быстрое усвоение таких понятий, как «фурункул», «клостридия», «спора», или чтобы представить структурированный материал) Включается в работу визуальная память

 

В начале теоретического занятия предупредить учащихся, что в завершении занятия будет проведена письменная работа, цель которой выяснить уровень усвоения материала. (Использовать лучше тесты, диктант с минимальным количеством вопросов только по ключевым понятиям изучаемой темы.) Мотивация активной работы учащихся.

Для преподавателя это своеобразная рефлексия, поиск обратной связи. Это поможет выявить учащихся, которым, возможно, нужен другой темп работы, наладить учебный процесс, даст информацию к размышлению

Дополнить лекцию вопросами для творческих заданий, организации внеаудиторной работы, практических исследований, поиска междисциплинарных связей и т. п. Стимулирование исследовательской деятельности учащихся, решение жизненных вопросов, формирование междисциплинарной взаимосвязи

 

Второй этап заключался в изменении тактики работы с распечатанным лекционным материалом.
В зависимости от темы готовились различные формы наглядности:

  • натуральные (самое сложное, так как чаще всего нет возможности их представить для изучения; например, это может быть чашка Петри с питательной средой);
  • изобразительные – это слайды презентации (акцент не столько на текст, как на фото, рисунки, схемы и т. п.);
  • символические – это индивидуальный текст лекции, который включает в себя основные определения, таблицы, схемы.

Для проведения лекции-визуализации для преподавателей и учащихся были сформулированы правила (см. таблицу), которые желательно соблюдать.

Таким образом, включение в процесс теоретического изложения материала, визуализация изучаемых объектов, понятий, терминов способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, что само по себе оказывает влияние на развитие профессиональной компетенции будущего медицинского специалиста.

В результате апробации методики использования лекции-визуализации выявлены положительные стороны:

  • экономия времени на лекции для охвата всего материала, предусмотренного программой;
  • удобство для организации вводного занятия;
  • появление времени для семантизации терминов;
  • стимулирование слуховой, зрительной и двигательной памяти учащихся;
  • включение учащихся в активную работу на теоретическом занятии, а не пассивное слушание материала;
  • стимулирование внеаудиторной деятельности учащихся, формирование устойчивого интереса к дисциплине.

Между тем при организации и проведении лекции-визуализации пришлось столкнуться с некоторыми затруднениями, такими как:

затраты учащихся на распечатку лекционного материала;

большое количество времени, которое уходит на качественную подготовку визуального ряда (схем, таблиц, фото, изображений и т. п.); многое желательно делать самим, так как не всегда в интернете есть возможность найти нужное;

наличие личностных качеств преподавателя, позволяющих удерживать внимание учащихся, регулировать их деятельность, поддерживать положительный эмоциональный фон на занятии, осуществлять личностно ориентированный подход к учащимся; наличие умений выполнять функцию координатора.

Таким образом, педагогический опыт имеет практическое значение для преподавания тех дисциплин, объекты изучения которых невозможно представить в реальном времени, увидеть невооруженным
глазом.

 

Использованная литература

  1. Бобрович Т. А. Методика преподавания общепрофессиональных и специальных учебных предметов (дисциплин): учеб.-метод. пособие / Т. А. Боб­рович, О. А. Беляева. – Минск, 2016. – 195 с.
  2. Запрудский Н. И. Современные школьные технологии – 2. – Минск, 2010. – 256 с.
  3. Калиниченко Э. Б. Методические рекомендации по использованию методов активного обучения в учебном процессе / Э. Б. Калиниченко, С. А. Захарова, С. В. Акчурин. – Саратов, 2011. – 22 с.
  4. Лупачев В. Г. Технологии изложения лекционного материала: метод. пособие для слушателей курсов повышения квалификации переподготовки преподавательских кадров / В. Г. Лупачев, С. К. Павлюк,
    В. А. Сидоров. – Минск, 2012. – 58 с.