Учиться, чтобы спасать жизни

Е. П. Гудимчик

Белорусский государственный медицинский колледж

Каждому педагогу в своей профессиональной деятельности приходится решать различные задачи, направленные в конечном итоге на подготовку высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов. И всякий раз возникает вопрос «Как?».
Как организовать учебный процесс, чтобы к следующему занятию учащиеся выучили 40 незнакомых латинских слов и качественно написали самостоятельную работу?
Как нацелить их на чтение немалого количества страниц учебника, научить выделить главное, вы-учить основные определения и понятия?
Согласитесь, без мотивации сделать это невозможно. Именно мотивация является важнейшим инструментом, используемым для достижения цели, вызывает целенаправленную активность и определяет выбор средств и приемов. Чем выше мотивация обучающихся, тем плодотворней будет изучение любой дисциплины.
Мотивация – внутренний механизм, который стимулирует человека для достижения определенного результата. Иногда учащиеся говорят, что причиной низкой успеваемости является отсутствие стимула.
Мотивы и стимулы – понятия близкие. В древнегреческом языке stimulus означает заостренную палку, которой погоняют быков и мулов. Стимулировать – подталкивать, побуждать человека к чему-либо постоянными напоминаниями и понуканиями, собственными и внешними усилиями, прямым принуждением. Мотивировать – побуждать учащегося выкладываться, использовать внутренние ресурсы, учиться без принуждения, проявлять инициативу и самостоятельность. Преподаватели цикловой комиссии общепрофессиональных дисциплин Белорусского государственного медицинского колледжа работают в основном на первом курсе и видят свою задачу в развитии действенной мотивации, чтобы учащийся работал на самом высоком уровне.
Мы направляем свои усилия на то, чтобы первокурсник, глядя в зеркало, увидел в себе будущего фельдшера, медсестру, фармацевта или зубного техника. Прежде всего, каждый преподаватель старается заинтересовать своей дисциплиной, будь то информатика или латинский язык. Нет главных и второстепенных дисциплин, каждая важна в профес-
сиональном становлении учащихся.
Следующим этапом успешной мотивации является четко выработанная система организации учебного процесса. В начале каждого занятия создается мотивационное поле, информирование о том, чему учащиеся научатся, внимательно слушая и выполняя задания, – это направлено на формирование внутренней мотивации. Практикуется метод «от противного»: «Если вы будете отвлекаться, вы никогда не узнаете, что…» Это привлекает внимание даже самых непоседливых учащихся. Учащиеся привыкают к преподавателю, знают его требования, меньше времени тратят на организационные моменты, в итоге к занятиям готовятся регулярно.
Также преподавателями цикловой комиссии используются активные методы обучения (проблемный, метод проектов, мозгового штурма, обучение в сотрудничестве, ролевые игры, видеоматериалы). Широко применяются различные формы организации деятельности, которые по необходимости чередуются. И это дает свои результаты. Анализ успеваемости показывает, что по итогам второго семестра качество успеваемости и средний балл повышаются.
Преподаватели цикловой комиссии организуют свою деятельность в соответствии с учебной программой.
На дисциплине «Латинский язык» основным видом работы являются учебные упражнения. Каждое занятие комбинированное. Выполняется практическая работа и выставляется отметка. Использование латинских пословиц и крылатых выражений не только расширяет кругозор и повышает общеобразовательный уровень, но и настраивает на рабочий лад. К каждой практической работе разработана дифференцированная система заданий, что позволяет учащимся соизмерить собственный уровень овладения материалом со сложностью предлагаемых заданий. Для поддержания мотивации регулярно проводится проверка уровня усвоения знаний. Ошибки в тестах, самостоятельных и контрольных работах анализируются и обсуждаются. Практикуется взаимопроверка работ по эталонам ответов. До сведения учащихся доводятся критерии оценки их деятельности. Очень важно отмечать успехи учащихся и хвалить публично, демонстрировать их достижения. Создание ситуации успеха, похвала, особенно публичная, прибавляют учащимся уверенности в себе, повышают внутреннюю мотивацию и желание достичь новых высот. Наши учащиеся показывают отличные результаты на международных олимпиадах по латинскому языку.
При изучении дисциплины «Информационные технологии» преподаватели широко применяют междисциплинарные связи. Для проведения практических работ используются материалы клинических дисциплин, создаются мультимедийные презентации на медицинскую тематику, которые преподаватели-клиницисты могут применять на учебных занятиях. Все это способствует повышению профессиональной мотивации. Эту же цель преследует и проведение недели цикловой комиссии.
Учащиеся проявляют инициативу, демонстрируют свои знания и умения. Во время недели проводятся следующие мероприятия:
конференция по латинскому языку;
арт-выставка работ учащихся на заданную тему (например, «Этика в клинической психологии»);
демонстрация фильма о вреде алкоголя;
театрализованное представление на тему ЗОЖ;
конкурс мультимедийных презентаций.
Дисциплина «Общественное здоровье и здравоохранение» является связующим звеном между теорией и практикой. При изучении всех тем приводятся примеры из практической медицины, подчеркивается, что медицинский работник должен обладать хорошими знаниями и умениями, чтобы пользоваться авторитетом у пациентов, постоянно поддерживается интерес к профессии. У учащихся формируется представление о различиях работы в поликлинике и стационаре и других медицинских учреждениях, и уже на первом курсе они могут решить, где бы хотели работать после окончания колледжа.
Самая важная мотивация – это личный пример. Положительный, приветливый настрой, ровный доброжелательный тон – залог эффективного труда. Интонации должно быть достаточно, чтобы выделить важное, сделать акцент, заставить задуматься. Интерес учащихся к изучению дисциплины обусловлен не только профессиональным преподнесением учебного материала, но и личными качествами преподавателя. Педагог, который не опаздывает, доброжелательно настроен, серьезно и ответственно выполняет свою работу, всегда пользуется у учащихся уважением.
Мы все работаем, чтобы сделать учебный процесс эффективным и плодотворным, чтобы он приносил радость и удовольствие каждому учащемуся. И если верить М. Остроградскому, что «хорошие учителя создают хороших учеников», то в будущем наши учащиеся станут настоящими профессионалами своего дела похвала, особенно публичная, прибавляют учащимся уверенности в себе, повышают внутреннюю мотивацию и желание достичь новых высот. Наши учащиеся показывают отличные результаты на международных олимпиадах по латинскому языку.
При изучении дисциплины «Информационные технологии» преподаватели широко применяют междисциплинарные связи. Для проведения практических работ используются материалы клинических дисциплин, создаются мультимедийные презентации на медицинскую тематику, которые преподаватели-клиницисты могут применять на учебных занятиях. Все это способствует повышению профессиональной мотивации. Эту же цель преследует и проведение недели цикловой комиссии.
Учащиеся проявляют инициативу, демонстрируют свои знания и умения. Во время недели проводятся следующие мероприятия:
конференция по латинскому языку;
арт-выставка работ учащихся на заданную тему (например, «Этика в клинической психологии»);
демонстрация фильма о вреде алкоголя;
театрализованное представление на тему ЗОЖ;
конкурс мультимедийных презентаций.
Дисциплина «Общественное здоровье и здравоохранение» является связующим звеном между теорией и практикой. При изучении всех тем приводятся примеры из практической медицины, подчеркивается, что медицинский работник должен обладать хорошими знаниями и умениями, чтобы пользоваться авторитетом у пациентов, постоянно поддерживается интерес к профессии. У учащихся формируется представление о различиях работы в поликлинике и стационаре и других медицинских учреждениях, и уже на первом курсе они могут решить, где бы хотели работать после окончания колледжа.
Самая важная мотивация – это личный пример. Положительный, приветливый настрой, ровный доброжелательный тон – залог эффективного труда. Интонации должно быть достаточно, чтобы выделить важное, сделать акцент, заставить задуматься. Интерес учащихся к изучению дисциплины обусловлен не только профессиональным преподнесением учебного материала, но и личными качествами преподавателя. Педагог, который не опаздывает, доброжелательно настроен, серьезно и ответственно выполняет свою работу, всегда пользуется у учащихся уважением.
Мы все работаем, чтобы сделать учебный процесс эффективным и плодотворным, чтобы он приносил радость и удовольствие каждому учащемуся. И если верить М. Остроградскому, что «хорошие учителя создают хороших учеников», то в будущем наши учащиеся станут настоящими профессионалами своего дела.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *