Нравственность и здоровье человека


Автор(ы): Профессор Ю. К. Абаев
Медучреждение: Редакция журнала "Здравоохранение"
 

Дорогие коллеги!

Зависимость здоровья от моральных качеств человека известна давно. Люди с высокой нравственностью живут дольше и легче переносят болезни, а там, где во имя тщеславия и вожделений человек губит свой дух, превращая тело в полигон испытаний, никогда не будет хорошего здоровья. К сожалению, из понятия сущности и причин болезней все больше вытесняется их моральная обусловленность, значение которой наиболее последовательно можно проследить на примере заболеваний, передающихся половым путем, – одних из самых распространенных в настоящее время.

Влияние нравственности на индивидуальное и социальное здоровье наглядно демонстрирует изменение сексуальных отношений в обществе. В отличие от других функций организма сексуальность тесно связана с моралью. Более того, от нее зависит не только нравственное, психическое и физическое здоровье, но и благополучие культуры в целом. З. Фрейд утверждал: «…Общество не знает более страшной угрозы для своей культуры, чем высвобождение сексуальных влечений». Мораль всегда стояла на страже этого освобождения, выполняя здравоохранительную функцию.

Европейская цивилизация пережила два этапа переоценки сексуального поведения человека. Первый относится к эпохе упадка Римской империи, который характеризовался крайней степенью половой распущенности. «Люди впадали в великий блуд и любостяжание и роскошь и не женились, а если и женились, то не желали воспитывать родившихся детей» (Полибий). Многие римляне содержали целые колонии детей для сексуальных развлечений, а целомудрие женщин считалось свидетельством неполноценности. Римский философ Сенека говорил: «Quae fuerant vitia, mores sunt» («Что было пороками, то теперь нравы»). Гибель Древнего Рима и его культуры тесно связана с нравственным вырождением, которое не в последнюю очередь определялось типом сексуальных отношений.

Английский писатель Г. К. Честертон (1874–1936) писал: «Когда пол перестает быть слугой, он мгновенно становится деспотом… никому еще не удавалось обойтись без ограничений и очищения своей половой жизни… Христианство явилось в мир, чтобы исцелить его, и лечило единственно возможным способом – аскезой». Христианская мораль изменила смысл сексуальности человека и через это способствовала оздоровлению общества, утвердила принцип моногамии, одухотворенность отношений между мужчиной и женщиной, благословение деторождения, понимание любви как самоотдачи и служения, утверждение аскетизма как формы духовной свободы человека. Сексуальность становилась проявлением «единомудрия и целомудрия» супругов.

Второй этап переоценки сексуального поведения человека (сексуальная революция) начался в середине XX в. Символическое начало этого периода – 1953 г., когда в свет вышел первый номер эротического журнала «Playboy». Последствия этой революции – раннее начало сексуальный жизни, рост числа половых партнеров и разводов, распространение венерических болезней, эпидемия СПИДа, утрата нравственных идеалов, растущая бездуховность, негативное отношение к моральным ценностям христианства и обращение к язычеству как эталону понимания сексуальности.

Медицина не осталась в стороне от морально-мировоззренческих тенденций европейской культуры. Пороки общества получили новые, менее одиозные определения. «Угождая порокам общества и пытаясь найти для них оправдание, им дают не их подлинные названия, но исключая и смягчая последние, окрещивают словами новыми и менее резкими» (М. Монтень). В МКБ-9 (1975) существовало понятие «половые извращения» (гомосексуализм, фетишизм, трансвестизм, эротомания и др.), отражавшее морально-правовой негативизм, который был исторической нормой вплоть до 1980-х гг. В МКБ-10 (1992) это понятие уже отсутствует, вместо него появились термины «сексуальная ориентация» и «половое предпочтение». За половые извращения судили, сейчас вместо них «предпочтение» и «ориентация», на которые Уголовный кодекс смотрит значительно мягче.

Переориентация нормативных моделей сексуального поведения упрочила «новые свободы» в общественном сознании – половые извращения стали нормой (легализация гомосексуализма, однополые браки, гей-парады). То, к чему веками относились с брезгливостью и презрением, выдается за утонченный вкус и изысканные манеры элит. Порок становится духовным фактором внутриличностных конфликтов, вредных привычек, психических травм и заболеваний. Можно восхищаться достижениями медицины, гордиться новыми лечебными технологиями, но это не решит глобальной проблемы улучшения здоровья нации. Повышение нравственных устоев общества принесет гораздо больше пользы, чем самое совершенное лечение искореженных аморальным поведением человеческих тел. Законы нравственности в виде 10 заповедей даны более 3000 лет тому назад, их невыполнение приводит к бедствиям и тяжелым недугам.

С уважением,
профессор Ю. К. Абаев