Парадигма медицины


Автор(ы): Профессор Ю. К. Абаев
Медучреждение: Редакция журнала "Здравоохранение"
 

Дорогие коллеги!

В последнее время наблюдается тревожная тенденция, меняется парадигма медицины: врачу не доверяют, его рекомендации ставят под сомнение, более того, пациент склонен лечить себя сам, а если и обращается
к медикам, то нередко диктует, что ему нужно назначить.

В чем причина данного явления? Их несколько. Во-первых, изменилось отношение людей к здравоохранению. В советской системе охраны здоровья коммерческой составляющей не существовало, медицина была по-настоящему бесплатной, не было ощущения, что на болезни кто-то может заработать. С тех пор как в учреждениях здравоохранения появились кассы и прейскуранты, у пациента возникают естественные вопросы: настолько ли все серьезно, чтобы отдавать деньги за обследование и лечение? действительно ли так дорого стоит эта операция, или здесь чья-то выгода? Во-вторых, антиреклама медицины, которая нередко создают СМИ. В погоне за тиражами печатных изданий и рейтингами телеканалов журналисты наперегонки публикуют сообщения о неблагоприятных исходах лечения, причем выводы об ошибках медиков нередко делают еще до завершения разбирательства. В-третьих, вина самого медицинского сообщества. Самозабвенно занимаясь лечением, медики не задумываются о том, что им уготовано контрольно-надзорными органами за то, что они не знают нормативно-правового обеспечения медицинской деятельности. Для них в дилемме «что важнее – хорошо лечить или правильно заполнить бумаги» ответ чаще будет в пользу первого варианта. Наконец, еще одна причина – появление в законодательстве термина «медицинская услуга». Здравоохранение по формальному признаку подведено под одни правила с другими сферами деятельности, где есть заказчик и исполнитель. Пациент заказывает услугу, медик исполняет заказ, то есть поставлен в положение «чего изволите?».

Понятие «медицинская помощь» в законе «О здравоохранении» определяется как «комплекс медицинских услуг». Эта ошибочная трактовка привела к тому, что на медицинскую деятельность распространилось влияние закона «О защите прав потребителей». Основная идея закона: любая услуга, будь то ремонт обуви, мойка автомобиля или операция по пересадке органа, должна быть качественной, а если оказана не качественно, заказчик вправе потребовать от исполнителя переделать заказ и выплатить компенсацию морального ущерба. И что особенно важно, закон провозглашает – потребитель всегда прав. Бесспорно, с точки зрения заказчика такое право, данное ему законом, это хорошо. Однако при оказании медицинской помощи нельзя гарантировать, что результат всегда удовлетворит пациента. Более того, иногда медицинская помощь изначально не может быть качественной на 100%, если рассматривать ее с позиции закона «О защите прав потребителей». Невозможно гарантировать полное выздоровление во всех случаях после инсульта или обещать родителям, что их глубоко недоношенный 500-граммовый ребенок выживет. Например, пациенту в тяжелейшей ситуации оказана медицинская помощь, его спасли от смерти, но после этого он должен всю жизнь принимать лекарства, будет иметь физические ограничения и окажется в инвалидной коляске. Это можно считать качественно оказанной услугой? С точки зрения медика – да, с точки зрения закона «О защите прав потребителей» – нет. Если следовать букве закона, человек, который пришел к врачу больным, должен выйти от него здоровым независимо от тяжести болезни. Не абсурд ли?

Критерии качества, которые разрабатываются внутри медицинского сообщества, не имеют ничего общего
с положениями закона «О защите прав потребителей». Для хирургического вмешательства они совсем не такие, как для костюма, сшитого портным, или для супа, сваренного поваром в ресторане. Между тем защищенный и вдохновленный законом потребитель медицинских услуг, он же заказчик, не получив того, что он хотел, вправе предъявить претензии и потребовать наказания для исполнителя. В соответствии с законом пациент будет прав, а медик нет. О каком уважении и доверии общества к медицинским работникам после этого можно говорить? Формулировка «медицинская помощь – это комплекс медицинских услуг» в законе «О здравоохранении» является источником негативных последствий, которые сопровождают медицинскую деятельность. Необходимо устранить причину конфликта – отказаться от термина «медицинская услуга» и пересмотреть решение о распространении закона «О защите прав потребителей» на систему здравоохранения.

Дорогие друзья, приближаются Новый год и Рождество – самые яркие, неповторимые праздники.
Отзываясь в сердцах сказочной мелодией, они щедро дарят веселье и смех, радость и добро, а главное – веру в чудо. Пусть 2022 г. принесет удачу, придаст сил для вдохновенного и плодотворного труда. Желаем крепкого здоровья, осуществления надежд, благополучия и успехов!

Светлого праздника Рождества Христова и счастливого Нового года!

 

С уважением, профессор                                                                                                                  Ю. К. Абаев