СОВЕСТЬ, ГРЕХИ И БОЛЕЗНИ


Автор(ы): Профессор Ю. К. Абаев
Медучреждение: Редакция журнала "Медсестра"
 

Дорогие коллеги!

Могут ли духовные факторы быть причиной недугов? Имеется ли связь между совестью, грехом и болезнями? Прежде всего, зададим вопрос – что есть совесть? Для ответа нет источника более надежного, чем Священное Писание: «Совесть – нравственное чувство, сознание и разумение человеческой души своих собственных поступков и побуждений». Совесть есть божественное начало, данное свыше, судия, надзор. Она может взрасти, а может и погибнуть. Совесть иррациональна, она не взвешивает, не рассчитывает, не заботится о выгоде, не ошибается, не бывает ложной. С ней нельзя вступать в сделки, она неподкупна. Замыслил человек совершить что-то плохое – совесть предостерегает, а после дурного поступка мучит и наказывает. Страсти мира могут заглушить голос совести, но и в этом случае осуждение сказывается в тайном унынии, тоске и состоянии безнадежности.

Грех является следствием отступления от совести, ее попранием, ибо совесть дает возможность четко ориентироваться, что есть добро и зло. Понятия хорошего и плохого, честности и лживости становятся ясными с детского возраста, их осознание постоянно пронизывает чувство совести. После предосудительных действий прибавляются печали и тревоги, ведущие к душевному разладу, которые часто лежат в основе недуга, а содействовать его развитию могут инфекция, охлаждение, травма, интоксикация.

Многие заболевания среди причин имеют неправильный образ жизни, по религиозной терминологии – греховный. Греховная страсть – один из факторов риска, отрицательное действие которого сказывается на слабом звене организма. Во многих случаях можно проследить вполне земные, естественные механизмы, ведущие к аморальным поступкам, а через них – к соматическому, психическому или нравственному недугу. Часто пути эти завуалированы и скрыты от человеческого взгляда.

Болезнь – это сигнал бедствия, который душа посылает через тело. Не Бог карает за грехи, человек сам наказывает себя, отступая от библейских заповедей и нарушая нравственные нормы поведения. Сама по себе болезнь не грех, а его следствие. Болезнь попускается для очищения души, дает возможность заглянуть внутрь себя, критически оценить собственные поступки. Лечение всегда следует начинать со своей души – побороть обиду, ненависть к ближнему, примириться с врагами, обрести внутренний покой. Не зря на Руси врач перед осмотром больного спрашивал: «А причастился ли ты, братец?» (И. М. Бенедиктов, 1998).

Исцеление невозможно без символов веры, надежды, любви. Использование их смыслового значения может оказать огромное воздействие, надо лишь глубоко понимать их значение и с убежденностью осуществлять в действии. Не имея веры, нет смысла лечиться. Речь идет не только о вере в святую помощь, но и о вере во врача и применяемое лечение. Безверие, негативное отношение вредно и даже опасно, поскольку усугубляет болезнь.

Надежда – чувство, родственное вере, также обладает целебным действием. Надежда всегда бывает только на хорошее, помогает преодолевать стоящие на пути к выздоровлению препятствия в виде уныния, скорби, сомнения и отчаяния. У верующего человека надежда подкрепляется молитвой, в которой выражается упование на Божественную помощь, но и неверующий человек должен воспользоваться надеждой для оздоровления телесной немощи и обретения душевного покоя. Не случайно в религиозной практике наблюдается так называемое чудо, когда болезнь излечивается только в результате веры в Божественную силу иконы, мощей святых, водных святых источников и других священных предметов. Надежда является крепкой опорой, она необходима человеку даже при фатальном исходе болезни, позволяя с оптимизмом прожить оставшуюся жизнь.

Любовь, будучи фундаментом человеческих отношений, лежит в основе деятельности врачующего, как и ответная реакция пациента к доктору, только тогда лечение будет целительным. Болезнь надо лечить при собственном активном участии и этим помочь лечащему врачу. Любовь к окружающему миру служит источником душевного покоя болящему и явится целебным бальзамом. Так все три символа – вера, надежда, любовь – оказывают великую пользу врачеванию.

К сожалению, из сущности причин болезней вытесняется их моральная обусловленность. Глубокое заблуждение считать человека лишь телесной сутью. Медицина знает, как лечить тело, но так же нужно относиться к душе и духу. Мы гордимся научными достижениями, восхищаемся лечебными технологиями, тратим на это большие деньги, но общество не становится более здоровым. Для профилактики болезней необходима душевная гигиена: не допускать раздражения и злости, зависти и уныния, научиться быть в согласии с собой. Прежде это называлось смирением – жить с миром в душе. Повысить эффективность лечебных мероприятий можно лишь на основе понимания единства материального и духовного в человеке. Только так можно следовать заповеди «лечить не только болезнь, но и больного».