ДОБРОЕ СЛОВО – ЛЕКАРСТВО


Автор(ы): Профессор Ю. К. Абаев
Медучреждение: Редакция журнала "Здравоохранение"
 

Душе израненной
доброе слово – лекарство.
Святитель Григорий Богослов (329–389)

В прошлом врачи полагались не столько на свои знания, сколько на целебные силы природы. Оказывая посильную помощь, они занимались главным образом утешением. С античных времен считалось, что «врач лечит словом, лекарствами (растениями) и ножом» (Гиппократ). Приоритет отдавали слову, иначе говоря, психологическому воздействию на больного. Следует отметить, что слово «врач», существовавшее в Древней Руси с XI в., происходит от «врати», под которым понимали «не обманывать, не говорить вздор или рассказывать небылицы, а процесс разговора, говорить».

Искусство исцеления со времен своего возникновения тесно переплеталось с различными способами воздействия на человеческую душу. В современном понимании здесь нет ничего мистического – это вполне понятное психотерапевтическое влияние на пациента. Оказывать психическое воздействие, умение вникать в душу больного и подчинять в той или иной степени своей воле является важнейшим качеством медика. Воздействие это не только благотворно уже само по себе, но и обеспечивает точное исполнение пациентами всех необходимых предписаний.

На первый взгляд медик – просто человек, обладающий медицинскими знаниями. Он знает, как распознать болезнь, какие лекарства назначить, какие манипуляции надо выполнять при том или ином заболевании. Если эта точка зрения справедлива, то его можно было бы назвать ходячим медицинским справочником. Однако стоит лишь сделать такое заключение, как немедленно возникает решительный протест, мы чувствуем, что роль медицинского работника гораздо сложнее и значительнее. В чем же дело? Болезнь нельзя рассматривать в отрыве от ее носителя. Вот почему необходимо учитывать психологические особенности каждого пациента. Известный канадский терапевт У. Ослер (1849–1919) так выразил данную мысль: «Нередко гораздо важнее знать не то, что у больного на рентгенограмме, а то, что у него в голове».

Когда студент учится в медицинском вузе или колледже, у него невольно складывается впечатление, что болезнь – это нечто отдельное от человека, болезнь сама по себе, а пациент сам по себе. Поэтому, начиная работать, он нередко ищет и видит только патологический процесс: воспаление в легких, тромб в артерии, камни в желчном пузыре и т. д. Правда, на заднем плане смутно вырисовывается пациент, но он остается вне сферы внимания. Ведь если обнаружена, например, артериальная гипертензия, нужно назначить гипотензивное средство, а если пневмония – антибиотики. Разве помогут в лечении сведения о том, работает пациент или находится на пенсии, есть ли у него дети, каков его характер и т. д. А вот сделать УЗИ, КТ или МРТ – это действительно важно.

У датского художника Х. Бидструпа есть шутливый рисунок, на котором изображены муж и жена перед витриной магазина женского платья. Жена замечает все детали и особенности каждой модели, кроме цены. Муж, напротив, видит лишь таблички с ценами на фоне смутных очертаний совершенно одинаковых манекенов. Так и некоторые медики видят лишь поврежденный клапан сердца или язву желудка на бледном фоне фигуры пациента. Какая это неполная и скудная картина, и как много теряет такой врач или медсестра.

Полную версию статьи можно прочитать в №3 журнала «Медицинские знания» за 2021 год.