ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МОГИЛЕВСКОЙ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ПОВИВАЛЬНОЙ ШКОЛЫ И ФЕЛЬДШЕРСКОЙ ШКОЛЫ


Автор(ы): А. И. Антоненко
Медучреждение: Могилевский государственный медицинский колледж
 

Основные традиции отечественного сестринского дела – духовное и нравственное послушание, гражданское самосознание, ответственное профессиональное бескорыстное служение и активное участие в решении общегосударственных и региональных проблем, сохранение народного здоровья.

Деятельность земств в области здравоохранения с первых лет их существования была ориентирована на оказание всеобщей, бесплатной и качественной медицинской помощи населению. Высокое качество медицинского обслуживания в земствах обеспечивалось переоборудованием старых лечебных заведений, постройкой новых земских амбулаторий и развитием научного потенциала. Необходимость в подготовке высококвалифицированного среднего медицинского персонала стала особенно остро ощущаться при развитии участковой сети в земских губерниях России. Параллельно с развитием амбулаторной участковой сети получила широкое распространение и стационарная участковая сеть, что предполагало продуманную организацию ухода за больными.

Для подготовки земских медицинских сестер были разработаны самостоятельные учебные программы, учитывавшие особенности работы в городских и сельских условиях.

На ХV Губернском съезде врачей Московского земства (докладчики – земские врачи А. Г. Архангельская и О. В. Гортынская) впервые был предложен проект двухлетних особых школ при земских больницах. Выпускницы такой школы, получи­вшие бесплатное среднее специальное образование, должны были прослужить в земской больнице 2 года с жалованьем не менее 15 руб. в месяц «при готовой квартире и столе». Диплом выдавался только по истечении двухлетней работы земской сестры милосердия.

В 1847 г. граф Петровский на основании статистических данных о том, что множество крестьянского населения, а именно роженицы и новорожденные, гибнет вследствие неразумного ухода, обратился к губернатору с прошением о принятии на обучение сельских повитух. До этого обучение сиделок происходило без теоретического курса. При родильном отделении земской больницы местных девушек, желавших посвятить себя уходу за больными, обучали на практике.

В 1863 г. могилевский губернатор А. П. Беклемишев поручил разработку проекта учреждения губернской христианской больницы, родильного института и повивальной школы.

В 1865 г. была открыта повивальная школа при родильном отделении института, в которой четыре выпуска подряд получали образование исключительно девушки сельского сословия Могилевской губернии. Первоначально все дисциплины преподавал Н. М. Мандельштам и одна повивальная бабка.

Для школы было отведено отдельное здание больницы, в котором размещались родильный институт, классы для преподавания и квартиры для учениц. Слушательниц набирали из числа способных и здоровых девушек не моложе 20 и не старше 35 лет, их направляли в школу по приговору мировых участков. На каждый курс принимали 18 человек: 14 пансионерок-крестьянок и 4 вольнослушательницы с оплатой по 40 руб. за курс обучения.

25 июня 1865 г. результаты проверочных экзаменов оправдали все надежды основателей школы: «Успехи учениц превзошли все ожидания присутствующих на экзамене врачей и других посетителей. Ответы излагались отчетливо, они доказывали полное понимание дела и успехи воспитанниц; тем более изумительно, что из них только две городские жительницы поступили в школу грамотными, остальные из деревень первое понятие о грамоте получили в школе от надзирательницы института и школы – акушерки Жилиной».

Акушер Одесской врачебной управы Авенариус, проверявший по поручению Медицинского департамента школу, в своем отчете отмечал, что Н. М. Мандельштам «непоколебимым терпением преподает свой предмет ученицам неграмотным, вырванным из сельского быта». Авенариус с восторгом отзывался о слушательницах: «Некоторые делают поразительные успехи, что тем более рекомендует их интеллектуальные способности, что они, не имея возможности пользоваться руководствами для повторений, должны довольствоваться одною памятью». По окончании курсов лучшие ученицы получали специальное разрешение с правом производства некоторых врачебных обязанностей в местах, где нет врачей.

Полную версию статьи можно прочитать в №5 журнала «Медицинские знания» за 2021 год.