СИМУЛЯЦИОННОе ОБУЧЕНИЕ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОЙ ПОДГОТОВКИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА


Автор(ы): В. А. Крупенченков, О. Н. Шиман
Медучреждение: Белорусский государственный медицинский колледж
 

В современном мире подготовка специалистов медицинского профиля на пациентах невозможна без достаточного уровня знаний, навыков и умений обучающихся – это негуманно и не этично. Готовность к самостоятельной деятельности обучающихся и выпускников медицинских колледжей, освоение новых навыков или манипуляций работающими специалистами, имеющими квалификацию, является краеугольным камнем современной подготовки компетентных специалистов медицинского профиля.

Для решения этой проблемы на помощь приходит симуляционное обучение. Медицинское симуляционное оборудование в подготовке медицинских специалистов используется давно, но на современном этапе подготовки специалистов простого применения такого оборудования недостаточно. Необходимы более реалистичные фантомы (манекены) и изменение подходов в обучении будущих специалистов. Симуляционное обучение в классическом варианте – это не отработка базовых навыков на симуляционном оборудовании, а более сложный, заранее продуманный процесс. Каждая учебная комната, предназначенная для проведения практических занятий, оснащается симуляционным оборудованием: фантомы рук, накладки на руки с имитацией вен, фантомы таза для инъекций, клизм и др. Но такое оборудование имеет ограниченное предназначение: для отработки базовых навыков, начиная с нуля и доводя технический навык до автоматизма. Уровень реалистичности такого оборудования невысокий, само оно конструктивно несложное, износостойкое, бюджетное в части технического обслуживания и текущего ремонта. Такой подход к организации обучения позволяет познакомить обучающегося с техническими навыками, довести выполнение их до автоматизма. Однако важно не только владеть навыкам, но и уметь адекватно реагировать на происходящее на рабочем месте (иметь высокую стрессоустойчивость и резилентность), воспроизводить свои умения, показывать их в реальных условиях. Нельзя отправить обучающегося к пациенту, не убедившись, что он не растеряется на рабочем месте и не совершит ошибок, так как на этапе обучения такое право (право на ошибку) у обучающегося существует,
а в реальных жизненных условиях – нет. Для решения возникающей дилеммы: может или не может обучающийся самостоятельно осуществлять свои профессиональную деятельность – создаются симуляционные лаборатории (симуляционно-аттестационные центры). Благодаря реализации проекта Всемирного Банка в Беларуси «Модернизация системы здравоохранения Республики Беларусь» такие лаборатории созданы на базах медицинских колледжей и носят название лабораторий по отработке навыков (clinical skill labs).

Основные задачи лаборатории по отработке навыков в медицинских колледжах:

  • создание симулированной образовательной среды, приближенной к реальной обстановке на рабочем месте специалиста;
  • отработка практических навыков и манипуляций, разработка клинических сценариев и их реализация;
  • контроль над обеспечением качества практической подготовки и организации процесса обучения в лабораториях по отработке навыков;
  • оценка полученных в процессе обучения практических навыков и компетенций;
  • накопление и анализ типичных ошибок обучающихся;
  • мониторинг удовлетворенности процессом обучения путем проведения начального, текущего и итогового контроля, анкетирования по вопросам качества обучения;
  • анализ полученных результатов анкетирования, результатов текущего и итогового контроля знаний и компетенций и принятие мер по совершенствованию процесса обучения практическим навыкам.

Контроль над обеспечением качества практической подготовки необходим для выявления недостаточно подготовленных обучающихся, повышения мотивации к обучению, создание модели ответственного отношения к пациентам у будущих и работающих специалистов, что, несомненно, улучшает систему подготовки медицинских
кадров.

Полную версию статьи можно прочитать в №1 печатной версии журнала «Медицинские знания» за 2022 год.