ЧТО СЛЕДУЕТ ЗНАТЬ СРЕДНЕМУ МЕДИЦИНСКОМУ ПЕРСОНАЛУ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ЛЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ


Автор(ы): Профессор И. В. Василевский
Медучреждение: Белорусский государственный медицинский университет
 

Здоровье и благополучие детей – главная забота семьи, государства и общества в целом, так как дети составляют единственный резерв страны, который в недалеком будущем будет определять ее благополучие, уровень экономического и духовного развития, состояние культуры и науки. В последние годы здоровье детей и подростков стало предметом особой тревоги общества. Стратегическим направлением в сохранении здоровья детей и подростков являются активное внедрение здорового образа жизни, профилактика различных патологических состояний. Детям, имеющим факторы риска или признаки хронической патологии, необходимо широко проводить восстановительное лечение (различные реабилитационные мероприятия) в условиях как амбулаторно-поликлинических, так и санаторно-оздоровительных учреждений.

В современных условиях восстановительное лечение детей должно рассматриваться как единый медико-психолого-педагогический процесс, включающий в себя помимо комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий психологическую коррекцию, направленную на формирование у ребенка адекватного осознания себя в ситуации болезни, активное привлечение всех членов семьи (при семейной реабилитации) к процессу восстановительного лечения. Недооценка медицинскими работниками социально-психологических аспектов реабилитации, а социально-психологической службой – медицинских показаний и особенностей детей, принципов необходимой достаточности того или иного вида помощи с учетом возрастных и половых особенностей пациентов, идейного осмысления преемственности работы учреждений различной ведомственной принадлежности – вот главные причины, которые самым негативным образом сказываются на конечном результате общей работы – медицинской и социальной адаптации ребенка с проблемами здоровья.

Средний медицинский персонал, участву­ющий в реализации программ восстановительного лечения детей, должен учитывать тот факт, что результаты клинических наблюдений, эпидемиологических исследований последних лет заставили обратить внимание на значительно возросшую группу психосоматических функциональных заболеваний (состояний) как фактор риска хронизации патологии. Функциональные заболевания характеризуются отсутствием выраженных изменений результатов общепринятых лабораторных и инструментальных методов обследования, а также обратимостью выявленных отклонений в различных системах организма при условии своевременной и адекватной терапии.
К психосоматической функциональной патологии относятся такие клинически очерченные заболевания (состояния), как длительный субфебрилитет невоспалительного генеза, ночной энурез, первичная артериальная гипертензия и гипотензия, головные боли, рецидивирующие боли в животе психогенного происхождения, синдром дефицита внимания с гиперреактивностью, синдром хронической утомляемости.

На примере диагностики, лечения и профилактики функциональных заболеваний у детей можно отметить тенденцию современной медицины и педиатрии в частности к интеграции. Действительно, медицина будущего – это медицина синтеза. В диагностическом и лечебном процессах при функциональных заболеваниях помимо педиатра должны участвовать и иные специалисты: психиатр, психотерапевт, психолог и др. Медицинские работники, осуществляющие оздоровительный процесс у детей и подростков (врачи, медицинские сестры), нередко игнорируют психологические аспекты заболевания, которые могут оказывать существенное влияние на формирование клинической картины заболевания, особенно это относится к субъективным переживаниям ребенка, его отношению к болезни и лечению. Вспомним слова русского психолога В. Н. Мясищева: «Врач, который при лечении больного все свое внимание уделяет соме, игнорирует психику, уподобляется ветеринару». Специфической особенностью, определяющей работу специализированного детского санаторно-оздоровительного учреждения, является то, что лечение больных детей проводится в тесной взаимосвязи с систематическим воспитательно-образовательным процессом.

Полную версию статьи можно прочитать в №4 журнала «Медицинские знания» за 2021 год.