ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СЕСТРИНСКОГО ПРОЦЕССА В ПЕДИАТРИИ


Автор(ы): Профессор И. В. Василевский
Медучреждение: Белорусский государственный медицинский университет
 

Сестринский процесс является методом организации и оказания сестринской помощи больным и здоровым людям, который включает в себя пациента, его родителей и медицинскую сестру в качестве взаимодействующих лиц. Как и любая другая организационная структура, сестринский процесс включает цель, организацию, механизм реализации. Сестринский процесс является наиболее перспективной моделью работы, так как в ходе его выполнения пациент рассматривается не как случай заболевания, а как личность, причем учитывается не только «Я» больного, но и реакция на его заболевание окружающих, родственников, близких, то есть микросоциума пациента. Подробный разбор ситуаций, моделирование и анализ многообразия проблем в наиболее полной мере вскрывает всевозможные варианты решений задачи оказания помощи и организации действенного и высококвалифицированного ухода за пациентами. Недаром большой смысл имеет известная поговорка «Врач лечит, а сестра выхаживает больного». Особое значение это приобретает при разборе особенностей организации ухода и наблюдения за детьми различных возрастных групп.

При работе с детским населением часто приходится сталкиваться с определенными трудностями, обусловленными, прежде всего, тем, что сестринский персонал педиатрических служб вынужден работать не столько с пациентом, сколько с его окружением (родителями, бабушками, дедушками). Это придает определенную специфику этическому поведению сестринского персонала. Именно при организации работы медицинских сестер различного уровня необходимо помнить, что психологический компонент деятельности по своему объему равен сугубо профессиональному, связанному со знанием анатомо-физиологических особенностей детского организма и условий протекания тех или иных заболеваний.

Служба охраны здоровья матери и ребенка имеет свою специфику, в связи с чем труд среднего медицинского работника в этой сфере во многом отличается от труда всех остальных специалистов со средним медицинским образованием. Международный опыт также свидетельствует о том, что с детьми должны работать специально подготовленные медсестры, за рубежом специальность детской медсестры уже давно сформировалась как самостоятельная.

При планировании и осуществлении медицинской помощи детям особое внимание уделяется таким позициям, как:

  • признание каждого ребенка отдельной развивающейся личностью;
  • планирование здравоохранения с учетом поддержки сохранения целостности семей, так как семья – важнейший опекун ребенка;
  • принятие во внимание физических, психологических, социальных и духовных потребностей ребенка и его родителей;
  • вовлечение ребенка и его семьи в принятие решений;
  • донесение информации до ребенка на доступном ему уровне;
  • действия в интересах ребенка, особенно в области здоровья.

 

Такое понимание философии сестринского дела в педиатрии вполне соответствует определению ВОЗ роли медсестры, которая заключается в обеспечении физической и психологической поддержки здоровых и больных людей, оценке состояния здоровья отдельных лиц, укреплении здоровья, предупреждении заболеваний, обеспечении и поддержании здоровой обстановки, участии в санитарном просвещении, осуществлении совместно с врачом медицинского обслуживания, предоставлении рекомендаций, проведении реабилитационных мер (Д. И. Зелинская, 2011).

В повседневной практике медицинские сестры, работающие в детских отделениях, должны:

Полную версию статьи можно прочитать в №3 журнала «Медицинские знания» за 2021 год.