Принципы Сортировки при неотложных состояниях у детей


Автор(ы): Доцент А. Е. Кулагин, кандидат медицинских наук В. И. Волков, доцент В. П. Заневский, О. А. Румянцева
Медучреждение: Белорусская медицинская академия последипломного образования, Белорусский государственный медицинский университет, Минская областная клиническая больница
 

Одной из важных проблем оказания медицинской помощи на всех этапах (амбулаторный, скорая помощь, приемный покой стационара) является своевременное выявление неотложных состояний и сортировка детей. Умением провести сортировку должен владеть каждый медицинский работник: медицинская сестра, фельдшер, врач.

Сортировка – процесс быстрого осмотра больных детей (ребенка) при оказании медицинской помощи или при первичном осмотре с целью выявления:

  • детей, имеющих неотложные клинические признаки, в связи с которыми имеет место необходимость оказания неотложной помощи по жизненным показаниям (помощь оказывается в первую очередь);
  • детей, у которых имеются приоритетные признаки, свидетельствующие о необходимости уделить им приоритетное внимание серди тех, кто ожидает очереди, и без задержки провести необходимые лечебно-диагностические мероприятия (вторая очередь);
  • детей, не имеющих неотложных или приоритетных признаков, которым медицинская помощь оказывается в плановом порядке.

Диагностика неотложных признаков, умение выделять пациентов, нуждающихся в неотложной помощи, требует определенных теоретических знаний и практических навыков.

К неотложным признакам относятся:

  • отсутствие дыхания (асфиксия), нарушения проходимости верхних дыхательных путей или обструктивные нарушения дыхания;
  • тяжелая дыхательная недостаточность;
  • центральный цианоз – цианоз носогубного треугольника, губ, синюшная окраска языка и слизистых оболочек ротовой полости;
  • признаки неадекватной периферической перфузии: холодные, «мраморные» или серые конечности; низкое артериальное давление (АД), плохое наполнение периферического пульса, симптом «бледного пятна» ≥3 с; нарушения сознания (<15 по ШКГ); бледность, холодный пот, олиго­урия – диурез <1 мл/кг/ч (при первом осмотре – отсутствие диуреза по данным анамнеза); отсутствие перистальтики кишечника; высокий градиент центральной/периферической температуры;
  • кома или значительные нарушения уровня сознания;
  • судороги;
  • признаки выраженной дегидратации при диарее (заторможенность, запавшие глаза, очень медленное расправление кожной складки после сжатия, сухие слизистые оболочки ротовой полости).

Дети, имеющие перечисленные признаки, нуждаются в немедленном проведении неотложных терапевтических мероприятий для предотвращения летального исхода.

При выявлении неотложных признаков, не откладывая начало проведения терапевтических мероприятий, следует вызвать опытного врача учреждения здравоохранения, к которому прикреплен ребенок, врача скорой помощи, врача анестезиолога-реаниматолога в условиях стационара.

Методика определение времени наполнения капилляров («симптом бледного пятна»): нажимать в течение 5 с на ноготь большого пальца руки так, чтобы он побелел, прекратить нажатие и определить время с момента прекращения нажатия до полного восстановления розового цвета ногтевого ложа. Если время восстановления окраски составило менее 3 с, то можно предположить отсутствие критических нарушений сердечного выброса.

Если не удается прощупать пульс на лучевой артерии, нужно прощупать его на бедренной артерии (только в положении лежа). Если не удается прощупать пульс на бедренной артерии, у детей старше 1 года необходимо определить наличие пульса на сонной артерии, у детей до 1 года – на плечевой артерии.

При отсутствии свободной проходимости верхних дыхательных путей следует осмотреть ротовую полость на предмет наличия инородных тел. при этом придать ребенку наиболее комфортное положение. При проблемах с нарушением функции внешнего дыхания необходимо провести дифференциальную диагностику (табл. 1).

Приоритетные признаки указывают на наличие у ребенка риска летального исхода. Требуют безотлагательного проведения лечебно-диагностических мероприятий. Если у ребенка имеется один или несколько неотложных признаков – не стоит тратить время на выявление приоритетных признаков, немедленно приступить к неотложным терапевтическим мероприятиям.

Полную версию статьи можно прочитать в №4 журнала «Медицинские знания» за 2021 год.