КАК СОХРАНИТЬ И УЛУЧШИТЬ СВОЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПАМЯТЬ


Автор(ы): Доцент В. К. Милькаманович
Медучреждение: Белорусский государственный университет
 

Память слабеет, если ее не упражняешь.
Цицерон

В профессии медицинской сестры важно вовремя находить в памяти нужную информацию и оперировать ею. От этого иногда может зависеть не только качество, скорость и эффективность ее работы, но и куда более важные вещи, такие как жизнь, здоровье и безопасность пациентов.

Большинство упущений в работе медицинской сестры обычно случается из-за плохо развитой профессиональной памяти и невнимательности.

Для профессии медицинской сестры имеется ряд характеристик памяти, которые нужно развивать, чтобы она становилась гибкой и увеличивался объем запоминаемой информации.

В первую очередь медицинской сестре необходима двигательная (моторная) память при выполнении множества медицинских манипуляций. Двигательная память представляет собой психологический процесс запоминания, хранения и воспроизведения различных движений, которые как бы запрограммированы и в случае необходимости выполняются всегда одинаково. Хороший уровень развития двигательной памяти позволяет ей безошибочно повторять быстрые, точные и сложные движения.

Постоянное общение с больными людьми, их родственниками и коллегами по работе требует от медицинской сестры полноценной эмоциональной памяти – способности запоминать чувства и эмоции, связанные с пережитыми событиями или явлениями (память страха, обиды, стыда, успеха и др.). Что касается эмоциональной памяти, то именно этот процесс играет ключевую роль в становлении личности. Невозможно принимать решения о дальнейшей деятельности, не опираясь на свои внутренние состояния. Без запоминания своего эмоционального состояния медицинская сестра не смогла бы учиться на своих ошибках.

Медицинская сестра также должна иметь достаточную образную память – это память на зрительные и слуховые образы, запахи и вкусы.

Зрительная память ответственна за сохранение и воспроизведение полученных зрительных образов. С ее помощью мы запоминаем лица людей, ориентируемся на местности и распознаем предметы. Так, встретив пациента во второй раз, медицинская сестра может сразу вспомнить, когда и при каких обстоятельствах она его видела. Зрительная память позволяет ей сохранить и воспроизвести, например, все внешние признаки сердечной недостаточности у больного человека. Развитая зрительная память намного облегчает процесс запоминания и усвоения нужной для работы информации.

Слуховая память – это запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, которые могут возникать, например, при различных заболеваниях.

Немаловажную роль в профессиональном становлении медицинской сестры играет словесно-логическая (вербальная) память – это память на слова, суждения и мысли. Еще ее называют смысловой памятью, так как она содержит информацию в виде словесных понятий и чисел. Словесно-логическая память, опираясь на другие виды памяти, играет основную роль в накоплении необходимых знаний, умений и навыков. Она разделяется также на механистическуюи логическую. Механистическая память включает в себя запоминание материала за счет его постоянного повторения, когда отсутствует осознание смысла информации, логическая – составляет смысловые связи в запоминаемых объектах. Успешная медицинская сестра, как правило, обладает развитым навыком запоминания имен и фамилий своих подопечных – это одна из ее положительных черт.

Остановимся на простых упражнениях, которые можно использовать для улучшения у себя профессиональной памяти. Упражнения можно выбирать из рекомендованного списка либо придумывать самостоятельно, исходя из того, что удобнее в данное время.

Развитие двигательной памяти

  1. Сядьте на стул напротив стены. На стену прикрепите чистый лист бумаги. Возьмите ручки разных цветов. Закройте глаза и поставьте на листе точку. Затем опустите руку на колени. Поменяйте цвет ручки и посчитайте до 10. Потом этой же рукой постарайтесь поставить точку в том же месте. Откройте глаза и проверьте результат. В ходе тренировок расстояние между точками будет уменьшаться. Все зависит от регулярности повторения упражнения. В дальнейшем можно усложнить задачу, выставляя большее количество точек. Кроме того, в процессе регулярных тренировок можно постепенно увеличивать временной промежуток между первым и вторым нанесением точек – от 5 до 30 с, а потом до 60 с.

Полную версию статьи можно прочитать в №4журнала «Медицинские знания» за 2021 год.