КОНФЛИКТ ИЛИ ЭФФЕКТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ: ЧТО МЕШАЕТ УСПЕШНОМУ ДЕЛОВОМУ ОБЩЕНИЮ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ


Автор(ы): Доцент Т. В. Матвейчик
Медучреждение: Белорусская медицинская академия последипломного образования
 

Наряду с преодолением пандемии COVID-19 особое внимание человеческого сообщества обращено на взаимодействие пациентов с медицинскими работниками. Экстремальные условия работы медицинских сестер и врачей не благоприятствуют бесконфликтному общению при оказании медицинской помощи. Анализ учебных программ в системе базового и дополнительного образования средних медицинских работников свидетельствует о недостаточном внимании к успешному профессиональному общению, но при этом отмечается тенденция к последовательным изменениям в пользу практической ориентированности в психологии делового общения, развития партнерских взаимоотношений врача, медицинской сестры, помощника врача по амбулаторно-поликлинической помощи.

Одной из задач, поставленных в Концепции развития сестринского дела в Республике Беларусь на 2021–2025 гг. и Плане мероприятий (дорожной карте) по ее реализации, является обновление содержания медицинской подготовки специалистов со средним специальным образованием в части коммуникации с пациентами. W. Schmidbauer писал: «Ничто не является для человека такой сильной нагрузкой и таким сильным испытанием, как другой человек».

Одним из четырех универсальных этических принципов (помимо милосердия, справедливости и автономии) является полнота оказания медицинской помощи, подразумевающая профессиональное ее оказание, профессиональное отношение к пациенту, применение всего имеющегося арсенала здравоохранения для проведения качественной диагностики и лечения, реализацию профилактических мер и оказание паллиативной помощи.

Особо востребованным является развитие навыков коммуникации в деятельности средних медицинских работников как способа профилактики деструктивных конфликтов. Это обусловлено серьезными изменениями в оказании медицинской помощи населению, ускоренным приходом новых информационных технологий, прогнозируемым перераспределением функций помощника врача и медицинской сестры (коммуникативной, доказательной практики, экспертной, коллабораторской, профессиональной, педагогической, нравственной справедливости). Взаимодействие людей базируется на компетенциях в области коммуникации. Это знания и навыки по применению сестринского процесса для улучшения состояния пациента, умение общаться с пациентом и его семьей, оправдание действий семьи в пользу пациента, сотрудничество в мультидисциплинарной команде. Исследований и литературы, способствующей осознанию средними медицинскими работниками личностных особенностей, приводящих к конфликту, недостаточно.

Преодолению разрыва от научных исследований к доказательным сестринским практикам способствует деятельность Международного совета медицинских сестер, которая свидетельствует о внимании к выбору правильного вектора движения в развитии сестринского дела в 141 государстве мира.

На заседании 27 марта 2020 г. Международного совета медицинских сестер ее президент А. Кеннеди и главная медицинская сестра ВОЗ Э. Иро озвучили одну из проблем при оказании медицинской помощи пациентам в период пандемии COVID-19 – потребность медицинской сестры в психологической поддержке. Это поможет снизить градус напряжения в работе с пациентами и предупредить конфликты.

На качество медицинской помощи влияют не только организационные, административные, правовые требования, но и личностные особенности медицинской сестры. Изучению особенностей ее личности посвящено  исследование, проведенное на кафедре общественного здоровья и здравоохранения Белорусской медицинской академии последипломного образования (БелМАПО) в 2019 г. с целью поиска методов воздействия на них для улучшения практического взаимодействия с пациентом.

Полную версию статьи можно прочитать в №2 печатной версии журнала «Медицинские знания» за 2022 год.