ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ


Автор(ы): А. Н. Санько
Медучреждение: Белорусский государственный медицинский колледж
 

Вопросы кадрового обеспечения являются неотъемлемой частью государственной политики в области здравоохранения Республики Беларусь, а подготовка квалифицированных конкурентоспособных медицинских кадров – одной из приоритетных задач нашего государства.

Сегодня специалисты со средним специальным медицинским образованием составляют основную категорию работников системы здравоохранения Республики Беларусь, так как им принадлежит ведущая роль в обеспечении доступности и качества медицинских услуг, предоставляемых населению, в усилении профилактической направленности и решении задач медико-социальной помощи.

С внедрением в практическое здравоохранение инновационных методов диагностики, лечения и ухода, а также с использованием современного медицинского оборудования требования, предъявляемые к качеству подготовки обучающихся, в том числе по специальностям «Лечебное дело», «Сестринское дело», постоянно растут.

В колледже повышение качества подготовки обучающихся по вышеуказанным специальностям также осуществляется с помощью инноваций в методике преподавания учебных дисциплин.

Например, методика работы на учебных занятиях с ментальными картами представляет собой способ систематизации знаний с помощью схем. Преподаватели колледжа рассматривают ментальные карты как «интеллект-карты», основанные на технологии изображения информации в особом графическом виде: слева направо, сверху вниз, «ромашкой», «звездочкой», в форме «рыбьей кости» и т. п.

Ментальные карты, составленные на учебных занятиях обучающимися колледжа, – это наглядные пространственные модели в виде древовидной структуры, которые отражают способ мышления каждого обучающегося.

Как показывает практика, ментальные карты воспринимаются обучающимися лучше, чем таблицы и тексты, поэтому в процессе обучения преподаватели используют их при объяснении новой темы для конспектирования, структурирования и запоминания учебного материала, а также при решении учебных задач.

Инновация заключается в особом визуальном способе представления учебной информации, точнее, в передаче не только словами, а образами и цветом.

Составление ментальных карт на учебных занятиях чаще осуществляется в рабочих тетрадях обучающихся, реже – на отдельных листах формата А4. Принцип работы по их созданию включает следующие этапы:

  1. На первом этапе обучающиеся в удобном для них порядке записывают все идеи, мысли, ассоциации, которые связаны с темой или проблемой учебного занятия. В итоге получается визуальная презентация мозгового штурма.
  2. На втором этапе обучающиеся создают саму ментальную карту: в центре записывают главное понятие, по краям, как бы на «ветвях», – основные понятия, связанные с данной темой или проблемой учебного занятия, которые они выбирают из идей, мыслей и ассоциаций, предложенных на первом этапе во время мозгового штурма. Далее основные понятия продолжаются «разветвлениями», на которых располагаются понятия, раскрывающие их смысл. Для четкости восприятия карты слова на «ветвях» и «разветвлениях» пишутся горизонтально. Графические образы (символы или рисунки) в основном используются для главного и основных понятий.
  3. На третьем этапе продолжается рисование карты – ей придается эмоциональная выразительность, то есть своего рода разукрашивание в яркие цвета графических и словесных образов. Чтобы карта была предельно ясной, важные блоки (при необходимости) разграничиваются с помощью линий на участки.

Полную версию статьи можно прочитать в №3 печатной версии журнала «Медицинские знания» за 2022 год.